1917 | Рецензия

Бенедикт Камбербетч в епічному військовому екшні від оскароносного режисера Сема Мендеса. Двоє молодих солдатів отримують наказ доставити важливе повідомлення у глибокий тил ворога. Часу критично мало і, якщо операція провалиться, загине понад тисячу бійців, серед яких рідний брат одного з них. Історія великої відваги, де від однієї миті залежить чиєсь життя.

Студія: Universal
Оригінальна назва: 1917
Старт в Україні: 30.01.2020
Жанр: історичний екшн
Тривалість: 119 хв. (орієнтовно)
Вікові обмеження: 12+ (попередньо)
Режисер: СЕМ МЕНДЕС («007: Спектр», «007: Координати Скайфолл», «Життя спочатку», «Краса по-американськи»).
У ролях: БЕНЕДИКТ КАМБЕРБЕТЧ, ЕНДРЮ СКОТТ, РІЧАРД МЕДДЕН, МАРК СТРОНГ, КОЛІН ФЕРТ.

Галопом по окопам

2019 год порадовал богатым выбором фильмов – от экспериментальных хорроров и заканчивая серьезными драмами. Премия «Оскар» не отстает, ломая стереотипы про отбор номинантов. Корейские «Паразиты» попали в шорт-лист не только на лучшую иностранную работу, но и на главный приз – лучший фильм. Стриминговый «Ирландец» и тарантиновский «Однажды в… Голливуде» поборются за 10 статуэток, а резонансный «Джокер» смеется последним и номинируется 11 раз. Никто не ожидал такого от фильма Филлипса, держа в уме нолановского «Темного рыцаря» с Леджером, но новая история заслуживает внимания и наград. С бесспорными номинантами мы уже разбирались в предыдущих материалах, а сегодня поговорим о самом неочевидном номинанте в 10 категориях.

«1917» – фильм, действия которого разворачиваются 6 апреля – за день до наступления британскими войсками на линию Гинденбурга. Двое солдат получают важное задание – доставить приказ на передовую об отмене атаки. На кону 1600 жизней, впереди километры по территории врага, а времени меньше суток. Ориентиры – мертвые лошади и солдаты, оставленные при отступлении противотанковые ежи и казармы, трупный смрад и журчание реки. Для солдатов Скофилда и Блейка на задании только один враг – время, а немецкие солдаты, ровно, как и пересеченная местность – агрессивные препятствия. 

«1917» – один из самых качественных и захватывающих фильмов в плане операторской работы в 2019 году. Я с этим не соглашусь, но отрицать качество исполнения не стану. Визуальная составляющая – это то, зачем я шел в кино. Ожидания оправдались, ведь фильм выглядит на все 100 миллионов долларов. Жаль, что разочарование оказалось там, где никто не ожидал, но о нем ближе к концу.

«1917» вышел в свет еще в декабре. До украинского проката фильм дополз к 30 января, когда весь мир обсудил увиденное, рассказал о прелестях, еще и кадры со съемок засветил. Хорошо, что в этом случае спойлеров бояться не пришлось, а завораживающие сцены подогрели интерес. 

В сравнении с сегодняшним номинантом на «Оскар» напрашивается «Дюнкерк», который для повествования использует время и операторскую работу. Работа Нолана восхитила тем, как история органично раскладывается на три временных промежутка, держа зрителя в напряжении на море, суше и в воздухе. Дополняет атмосферу отсутствие врага, который не появляется на экране, но методично притесняет соединенные войска к Ла-Маншу. Мендес воспользовался оскароносным опытом Нолана и вручил руль повествования времени и камере. 

Отличие подходов – симбиоз рассказчиков. Я, как и все копирайтеры синопсисов, слукавил. Военное задание получили не только солдаты Блейк и Скофилд, но и зритель. Конечно, в кинотеатре никто не заставит ходить по колено в грязи, переплывать под обстрелом реку и бежать вдоль окопов на передовой. Если у Нолана зритель – сторонний наблюдатель, то у Мендеса – третий в окопе.  

Но как мы там оказались?

Фильм начинается с рутинной для военных сцены – два солдата отдыхают в поле, ожидая новых приказов или обеда. Далее солдат Блейк получает распоряжение явиться к генералу вместе с напарником. За неимением иного выбора, как у Бекетта в «Мерфи», коллегой по несчастью стал капрал Скофилд. Вот дуэт направляется к палатке генерала, протискиваясь между других солдат в окопах и обсуждая возвращение домой, а камера бредет не спеша следом и не отстает. Улавливает каждое слово главных героев, их движения и настроение. 

Но что ж тут такого?

Ладно кадр не заканчивается, пускай камера не отстает от Блейка и Скофилда, ведь это все кажется обыденным и бессмысленным, если бы не наличие бесподобной глубинной мизансцены.

Можно бесконечно нахваливать оператора и монтажеров за фильм, снятый одним кадром. С одной стороны, такой операторский прием дал возможность прочувствовать течение времени для героев. С другой, сложный в исполнении подход напоминает недавний ремейк «Короля Льва». Качественно фильм не прибавляет, но зато хвастливо играет мускулами перед другими студиями.

Восхищение вызывает мизансцена. Каждую секунду фильма можно смело разделить на две самодостаточные части. Первый план – тот, на котором основное время фигурируют главные герои, бредущие по бывшему полю битвы или союзному окопу. Второй план – военные декорации, рассказывающие отдельные истории.

«1917» напоминает современные игры-шутеры, в которых игроку необходимо выполнить миссию, убив всех противников или добравшись до пункта назначения. Зритель, как и игрок, по пути к цели оглядывается по сторонам и благодаря увиденному формирует картину происходящего. Вернемся к первым сценам.

Если абстрагироваться от названия фильма, первые кадры показывают нам двух солдат, отдыхающих в поле. Одни ли они отдыхают, закончилась ли битва или это современная реконструкция военных действий? Далее мы вместе с героями движемся к палатке генерала, наблюдая по пути других солдат, отдыхающих, читающих письма или осушающих фляги. Поначалу окопы кажутся безопасными, находящимися далеко от линии огня. Далее следует поворот камеры – на носилках раненый боец, нервно курящие рядовые, рассказы про обстрелы ближайших позиций и так далее. И в этом весь фильм. Зритель постоянно оглядывается на декорации, окружающие Блейка и Скофилда, раскрывая новые детали происходящего. С огромным удовольствием я описал бы большинство кадров из фильма, но пора бы вернуться к обещанному – сюжету. 

«1917» – полноправный, и скорее всего, железный номинант на «Оскар» по визуальной части, но за номинацию «Лучший фильм» придется отвечать наравне со всеми. Чем «Мстители: Финал» хуже работы Мендеса в плане сюжета, графики и постановки? Тем, что это голивудский аттракцион на потеху детям и гикам? Извольте, но я хоть и не являюсь фанатом вселенной Марвел, но придется бороться за справедливость.

Мне понравился сюжет в декорациях первой мировой. Отважные солдаты спешат спасти сотни жизней ценой своих двух. Это отважно, гордо и эпично, спорить бессмысленно. Зачем же из персонажа, который по закону жанра и без сверхъестественных способностей убежит и от дедушки, и от бабушки, делать Домино из Дэдпула? От заражения открытой раны не страдает, под завалами бункера не погибает, падая со ступенек, не расшибает голову, от немецких пуль уворачивается чуть ли не как Нео, да и в воде не тонет. 

Идея с погоней за временем тоже не сработала в полной мере. Возможно, это субъективно, но из-за пристального внимания к тикающим часам, я чаще возвращался мыслями в зал к снекам и газировке. 

Не зря же говорят «все хорошо, что в меру». Я испытываю симпатию к подвигам, но не череде удачных обстоятельств. Нравится ограничение по времени, которые торопят события, но не пристальное внимание на оном. Под конец фильма кажется, что я не третий напарник по несчастью, а ангел-хранитель, под взором которого негоже умирать. 

«1917» – отличное массовое кино, у которого есть все для кассового успеха – эпическое боевое задание, солдатская верность, эталонная операторская работа, простой и понятный сюжет, приятное музыкальное сопровождение. Все плюсы с лихвой окупают недостатки, если бы не спорные номинации на лучший звук и сюжет, а также лучший фильм. Высокие цели – больший спрос, и работа Мендеса никак не выдерживает сравнения. Если разобраться, то режиссеру может и не повезти унести золотую статуэтку с оскароносного поля боя.