«Заложница-2». Стамбул, которого не существует

Сразу оговорюсь, что не планирую анализировать «Заложницу-2». Мне не нравится сам фильм, не нравится гиперопекающий герой Лиама Нисона и не нравится то, как показан Стамбул. Последнее утверждение постараюсь обосновать.

Предположим, что в город, в котором я живу, приехали снимать очередной фильм «бондианы» или какую-нибудь «Заложницу-19». Если бы в кадре показали, что из Premier Hotel Lybid открывается прекрасный вид на киевский зоопарк, я бы покрутил пальцем у виска. 

«Заложницу-2» снимали в городе, в котором я был семь раз. Этих поездок хватило для того, чтобы начать немного ориентироваться в некоторых районах. Поэтому при первом же просмотре фильма несколько лет назад я был, мягко говоря, удивлен. При недавнем повторном и уже более внимательном просмотре я от удивления чуть не вывихнул челюсть.

Почти весь фильм снят в пределах района Эминеню с таким видом, будто нам показывают весь Стамбул. 

Справка: Эминеню – исторический район Стамбула. С 2008 года – часть района Фатих. На севере Эминеню граничит с заливом Золотой Рог, на востоке – с проливом Босфор. В этом районе расположены Египетский базар, Капалы-чарши (Гранд-базар), южная часть Галатского моста, Йени-Джами (Новая мечеть), Голубая мечеть, мечеть Сулеймание, вокзал Сиркеджи.

1. У неназванной гостиницы, в которой останавливаются главные герои, есть тайна – это я понял сразу. А вот для того, чтобы разгадать тайну, понадобилось время.

Холл снимали в Legacy Ottoman Hotel. Я мог найти эту информацию проще, но пошел длинным путем, сравнивая холл со стоп-кадра с фотографиями пятизвездочных гостиниц в этом районе. Позже подтвердил выводы банальным поиском в гугле.

Вот тут мне и открылась тайна гостиницы. У героев не может быть вида из окна на Новую мечеть и Босфор одновременно, как это показано в фильме.

У гостиницы Legacy Ottoman Hotel окна с одной стороны выходят на Новую мечеть, но в этом случае никак нельзя увидеть Босфор, потому что он остается за спиной. Аналогично с другой стороны – если окна выходят на Босфор, то уже Новая мечеть остается вне поля зрения.

Еще до середины фильма появляется объяснение этой тайны: на стоп-кадре видно здание Legacy Ottoman Hotel. Значит, «вид из отеля» снимали в другой гостинице.

2. Герой Лиама Нисона с супругой едут через Галатский мост. Его длина – 484 метра. Сцена в машине длится одну минуту. Почему я прицепился к времени? Потому что неоднократно пересекал Галатский мост пешком, на трамвае и на машине. Пробок нет, поэтому минута – многовато.

При этом сцену диалога в машине снимали не только на мосту. Так, на заднем плане у героини Фамке Янссен в какой-то момент появляется газон с травой, а со стороны героя Лиама Нисона в стекле отражается дерево. Напомню, что герои едут по мосту через залив Золотой Рог. И кстати, едут они почему-то в сторону  гостиницы, из которой, по сюжету, только недавно выехали. 

3. Героя и его жену похищают. Везут по улицам, провозят возле мечети Фатих, ввозят на паром. Машина заезжает на грузовой паром, а это означает, что героев переправляют в азиатскую часть города. Два коротких кадра подтверждают – паром идет от пристани Эминеню в азиатский район Стамбула Кадыкей.

Оба кадра легко пропустить, а человек, никогда не бывавший в Стамбуле, их и вовсе не заметит.

Но если создатели фильма обозначили, пусть и пунктирно, направление и будущую локацию, то почему все последующие сцены сняты в европейской части Стамбула?

Единственное разумное объяснение – телепорт. Албанская мафия использует телепорт, чтобы отправить героя Лиама Нисона из Азии в Европу. Иначе как объяснить тот факт, что после путешествия на машине и на пароме он оказывается где-то в районе Гранд-базара? Недалеко от  таинственной гостиницы…

Он связывается по мобильному телефону (не спрашивайте) с   дочерью Ким и просит ее определить, где он находится (снова не спрашивайте).

Это еще одна тайна – точка на карте (по фильму – гостиница) не совпадает ни с расположением Legacy Ottoman Hotel, ни с примерным расположением гостиницы, в которой снимали номер и вид из номера.

Мы не знаем, где находится Ким. Никто не знает, где находится Ким. Как ее нашла албанская мафия? Единственное разумное объяснение – телепорт.

В дальнейшем это устройство еще не раз поможет нашим героям. Например, они будут некоторое время бегать вместе с мафией по крышам где-то над Гранд-базаром и возле мечети Нуруосмание.

На дальнем плане видны дворец Топкапы и Айя-София. Меньше минуты назад герои были с ними на одном берегу. Сейчас их с недавними локациями разделяет залив.

Еще можно было бы написать отдельную статью о том, как я пытался понять по навигатору в автомобиле, куда едут эти безумцы. В какой-то момент показалось, что в Бешикташ, но не уверен.

В результате они приезжают к мечети Сулеймание (привет, Эминеню!) и влетают на территорию «посольства США» через ворота, с ролью которых блестяще справились одни из ворот стамбульского университета.

Фильм на этом не заканчивается, а вот я, пожалуй, перейду к выводам.

Если вы анонсируете место действия в конкретном городе, то будьте добры постараться.

Не можете или не хотите снимать в азиатской части Стамбула? Ну, и не делайте намеков на то, что она у вас якобы фигурирует как одно из мест действия.

Не нравится вам вид из отеля? Найдите другой отель, а не придумывайте несуществующий.

Ну, не можете вы снимать американское посольство – хорошо, понятно. Можно же выбрать не одно из самых посещаемых и узнаваемых мест в городе для соответствующих съемок?

Съемки в фильме «Заложница-2» – это когда хотели красиво и экзотично, а вышло – «и так сойдет». 

Нет, не сойдет. Это халтура.