Жанр: Джалло
Режиссер: Лючио Фульчи
В главных ролях: Флоринда Болкан, Барбара Буше, Томас Милиан
Сюжет: В уединенной деревушке, где суеверие соседствует с сексом, убиты несколько молодых людей. Неясно не только, кто убийца, но и мотивы этих жестоких злодеяний. Первыми под подозрение попадают местный дурачок Джузеппе и таинственная колдунья, наводящая ужас на округу.
Если предыдущий фильм Фульчи относят к психоделическим джалло, то в случае с картиной «Муки невинных» стоит говорить о социальном джалло. По сути режиссер занимается деконструкцией жанра. С одной стороны, он придерживается определенных условностей, чтобы оставаться в рамках джалло, с другой – исследует нетипичные для жанра проблемы.
В «Муках невинных» Фульчи совершает подмену: место классических жертв джалло – девушек – занимают дети. Но не стоит думать, что этот ход сделан исключительно с целью шокировать зрителя. Подмена классической жертвы дает режиссеру новые возможности для критики итальянского общества.
Перед нами глухая и дремучая провинция, деревня на юге Италии во второй половине XX века. Здесь абсолютно спокойно уживаются фанатичная набожность и вера в черную магию. Сюда доходят далеко не все газеты и журналы, зато слухи здесь по-прежнему являются главным источником информации.
Они преданы Богу, конечно, но больше они преданы футболу. Намного больше
отец Бруно
Местные мальчишки ходят в церковь, играют в футбол, курят, подсматривают за парочками, занимающимися сексом, и вообще не по возрасту проявляют интерес к женщинам постарше. Тема детской сексуальности здесь не главная, хотя в фильме она всплывает неоднократно.
Но вот происходит убийство мальчика, в город приезжает полиция, пресса, и начинаются поиски преступника.
Одно дело, когда в такой ситуации от горя теряют голову родители. Совсем другое, когда разъяренная толпа требует наказания для преступника и выносит свой приговор. Первому же подозреваемому с трудом удалось избежать суда толпы. Местный маргинал, умственно отсталый – легкая жертва для подобных обвинений, но полиции удалось доказать его невиновность. Когда же происходят очередные убийства и полиция снова задерживает, а потом отпускает другого маргинального местного жителя, то случается расправа. Фульчи подробно и в красках показывает, что людям плевать на правосудие. Местные жители уже назначили преступника и мнения не поменяют. Изгой должен понести наказание.
Отдельный камень от режиссера прилетает и в средний класс. Происходит это в сцене, когда жертва расправы местных жителей выползает к краю оживленной трассы, мимо едут машины со счастливыми, обеспеченными семьями, но всем наплевать. Конечно, я считаю, что этот камень в целом направлен в человеческое равнодушие. Режиссер создает неплохой контраст: вот вам жестокость необразованных и необеспеченных, а вот вам безразличие успешных и образованных к проблемам бедных людей.
Время невежества и предрассудков. Мы можем строить современные шоссе, но мы далеки от того, чтобы сознание таких людей наконец стало современным
комиссар полиции
В фильме все хорошо с образами, как главных, так и второстепенных героев.
Дочка богатого отца, наркоманка со склонностью к педофилии. Молодой священник, играющий в футбол на позиции форварда и ничего не имеющий против того, чтобы выкурить сигарету. Местная ведьма, практикующая нечто вроде вуду. Приезжий журналист, ведущий свое расследование. Слабоумная девочка, гуляющая по деревне с куклой без головы. Бравые, но бесполезные полицейские. Это не просто введенные для красоты повествования персонажи. У всех у них есть свое предназначение и своя роль.
Католической церкви фильм не понравился. Мало кому понравится, когда критика исходит не только непосредственно от режиссера, но и от персонажа, склонного к наркомании и сексуальным девиациям.
Фильм считается одним из фундаментальных итальянских триллеров. В плане сценария, режиссуры, постановки «Муки невинных» до сих пор выглядят впечатляюще. Есть проблемы со спецэффектами в заключительной сцене, но это легко простить фильму, который вышел на экраны сорок семь лет назад. Во все остальном он по-прежнему выглядит актуальным.
Головний по текстам
Майже людина