Кафе «Плоть» | Рецензия

Страна: США
Жанр: Артхаус, эротика, фантастика, комедия, sci-fi, порнография, постапокалипсис

Год выпуска: 1982
Продолжительность: 01:15:28

Режиссер: Стивен Саядиян

В ролях: Эндрю Николс, Мишель Бауэр, Мари Шарп, Тантала Рэй, Джои Леннон, Дэннис Эдвардс, Кевин Джеймс, Кен Старбак, Ким Колье, Бекки Сэвадж

После ядерной катастрофы люди разделились на сексуально “положительных” и “отрицательных”. Отрицательные не могут заниматься сексом, прикосновения к другим причиняют им только боль, хотя желания никуда не исчезли. Они могут только приходить в кафе “Плоть” и смотреть сексуальные спектакли, которые ставят “позитивы” и мутанты. И вот в это кафе, тусовочное место, место оргий и театра, попадает классическая пара “суровый мужчина”/”хорошая девушка с фантазиями”…

Фильм отмечен кинокритиками взрослой индустрии, занесен в Зал Славы взрослого кинематографа-Hall of Fame! Best Art Direction Film-награждён за лучшую художественную постановку фильма-1984 AVN Award!

[foogallery id=”69292″]

Порно, которое покажет зрителю подобие театра абсурда и заставит вспомнить о бренности бытия.

«Мы можем существовать, чувствовать… Чувствовать все, кроме удовольствия»

Ядерная катастрофа произошла примерно пять лет назад. После нее 99% выживших людей становятся секс-негативами. Они хотят заниматься сексом, но не могут, так как даже прикосновение к другому человеку вызывает у них боль и отторжение. Чтобы хоть как-то купировать похоть, негативы ходят в специализированные клубы, где наблюдают за тем, как занимаются сексом те, кто еще может этим заниматься.

Главный герой – меланхоличный, склонный к мизантропии Ник, который, похоже, смирился с положением дел. Интересную, хоть и не факт, что объективную, характеристику, ему дает другой важный персонаж. Конферансье Макс Мелодраматик так отзывается о герое:

«Он такой утонченный. Человек, который говорит, что он ненавидит то, что здесь показывают. Тем не менее, он приходит и продает билеты женщинам и детям на первые места».

И если Ника, кажется, уже не волнуют вопросы пола, то его женщину Лану все еще не отпускают воспоминания об их прошлой сексуальной жизни. Достаточно быстро становится ясно, что она – позитив, который скрывает желания от окружающих.

С позитивами в этом мире все сурово, о равенстве полов речь тоже не идет. В одной из сцен в кафе проводят рейд. Приставы находят и забирают девушку-позитива, которая пряталась среди негативов. Она была девственницей.

«До встречи на другой стороне»,

– говорит ей охранник, он же метрдотель. 

 «Если она позитивка, то обязана выступать на сцене. Ведь никто не хотел рождаться в этом мире, но теперь, раз уж мы здесь, мы должны играть в соответствии с его правилами. Иначе, все превратится в хаос»

Мамочка владелица кафе «Плоть»

У Ника вялотекущий конфликт с конферансье. Макс Мелодраматик – это действительно интересный, хорошо прописанный и очень неплохо сыгранный персонаж. Циничный, озлобленный, ироничный Макс – это одна из лучших находок режиссера.

Да, лучшее, что есть в фильме – это музыка и мужчина, который не принимает участие ни в одной порнографической сцене.

«Человек, который любит улыбаться, который знает, что такое счастье для масс. И я представляю вам это счастье. Я обожаю секс-негативов, я обожаю эти голодные слезы в ваших глазах. Это мой нектар. Неужели бывает нечто более сладкое, чем желание в цепях?»

Макс Мелодраматик Конферансье

Кафе «Плоть» наводит на мысль о французских кафе-театрах, появившихся в Париже после Второй мировой войны.

Во-первых, подходит определение – «брак по расчету между скоромохами и трактирщиками».

Во-вторых, в кафе «Плоть», как и положено, есть свой конферансье.

И в-третьих, здесь, как и во французских кафе-театрах, делается акцент на скетчи или одноактные пьесы.

Порнографические, но пьесы.

Я уверен, что в одной такой пьесе, где человек-карандаш занимается сексом с секретаршей на фоне нефтяных вышек в Техасе и под монотонное повторение машинистки: «Мне отпечатать меморандум?», смысла больше, чем фильме «Мег: монстр глубины». Собственно, как и в пьесе, в ходе которой две женщины с символами США и СССР на чисто символических одеждах занимаются сексом под вой сирены воздушной тревоги, топот солдатских сапог при марше и истеричный мужской хохот. «Порно-артхаус», – пренебрежительно скажет кто-то. Да пожалуйста, отвечу я. С этим фильмом все нормально. Если отбросить порнографическую составляющую, то видно, что каждое представление в кафе «Плоть» тяготеет к театру абсурда. А с учетом минимализма и лаконичности постановок, а также игры со светом и тенью, я рискну предположить о серьезном влиянии пьес Сэмэюля Беккета на все или почти все театральные постановки в кафе «Плоть», да и на сам фильм тоже.  

Вот пример. Три троглодита, одетых в подгузники, детские шапочки и слюнявчики, сжимают в руках большие берцовые кости, стучат и елозят ими по столам в такт несколько нездоровой электронной музыке. В это же время на авансцене домохозяйка занимается сначала имитацией, а потом и самим сексом с человеком-крысой. Все это способно удивить, а кого-то и шокировать, ведь последнее, чего ждешь от порно – это сюрреалистическую постановку в декорациях постапокалипсиса. Во время представления периодически камера фокусируется на негативах и их эмоциях. Мы видим на этих лицах похоть, удивление, страх, отвращение, отчаяние. Все происходящее больше похоже на ночной кошмар. «Фрустрация – это работа без отгулов», – говорит главный герой, мрачно поглядывая на это представление.

Порнографические сцены показаны весьма утилитарно. В них много механического, но мало страсти. Секс между незнакомыми или малознакомыми людьми, не питающими друг к другу настоящей страсти – зрелище возбуждающее не сильнее, чем совокупление пары богомолов. Но эти сцены куда честнее, чем большинство им подобных в других порнофильмах. Они весьма щадящи по таймингу и не требуют суперспособностей от участников. Это самый обычный, немного скучный секс, которым хоть раз в жизни занимались все, кто имел сексуальный опыт. Секс про обязанность, долг, яичницу в 7:10 утра и «Я в субботу еду к маме. Ты со мной?». Кошмар похуже запойной недели.

Вуайеризм считается сексуально девиацией, но, например, Тинто Брасс сделал себе на теме подглядывания имя и карьеру. В конце концов, идя в кино, разве мы не подглядываем за жизнью других людей? Придуманных или настоящих людей, живущих или уже давно умерших. Фильм «Кафе «Плоть» позволяет взглянуть на себя со стороны. Не твое ли это перекошенное от ужаса лицо, когда ты видишь первое нападение акулы в фильме «Челюсти»? Или ты вот тот завистливый тип, который не может понять, почему героиня Грейс Келли нянчится с эти упрямым идиотом, которого играет Джеймс Стюарт? Или же просто плачешь, когда видишь, как Франко Неро с покалеченными руками уходит с кладбища под песню о Джанго? Или ты смотришь порно и думаешь о смерти?

«Ах, он хочет насилия, ребята. Однако, в глубине души, он – еще один маленький мальчик, который все что угодно отдаст, чтобы только хрен у него встал. Ну, что, Ники? Давай попробуем, поиграем на радиоактивном полигоне».

Макс Мелодраматик Конферансье

Это жестокий фильм, о неравенстве, об унижении человеческого достоинства. Что, конечно, не отнимает у него смешного и наивного. Порой даже кажется, что порнографические сцены добавили исключительно с целью эпатировать зрителя.

Я не думаю сравнивать «Кафе «Плоть» с фильмами Пазолини, но вспоминается высказывание судьи, который занимался процессом по фильму «Теорема». Фильм Пазолини обвиняли в непристойности, но спустя три месяца судья вынес оправдательное решение. Среди прочего он сказал: «Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер». «Кафе «Плоть» – порнофильм, при просмотре которого непросто испытать волнение сексуального характера.

«Перед ядерной войной я был на самом дне. Я лизал подметки, таким как ты, десять лет, чтобы подняться. А теперь я поднялся. Я выше. И никогда не забывай об этом. Теперь моя очередь смотреть тебе в лицо и смеяться».

Сыгравшая главную женскую роль Мишель Бауэр сделала себе карьеру в фильмах категории B.

Сыгравший эпизодическую роль Ричард Бельзер стал более востребованным актером, и много лет играл одну из важных ролей в сериале «Закон и порядок: Специальный корпус».

Если вы ожидаете от фильма легкой прогулки, то зря – это скорее сартровский ад, где за тяжелой дверью вас ждет пара-тройка не самых приятных персонажей. Тони Старк не щелкнет пальцами в перчатке с Камнями Бесконечности, Леопольд Блум не вернется домой к гулящей Молли, только Владимир и Эстрагон по-прежнему не трогаются с места.

Концовка фильма беспросветна и тычет зрителя носом в простой, но часто забываемый факт: «Ты в этом мире одинок». И об этом даже сняли порно.