Жанр: спагетти-вестерн
Режиссер: Серджо Корбуччи
В главных ролях: Франко Неро, Джек Пэланс, Тони Мусанте.
Фильм, отсылки к которому можно найти в «Убить Билла» и «Джанго Освобожденный». Входит в топ-20 любимых спагетти-вестернов Квентина Тарантино.
Для пародии на жанр «Наемник» слишком серьезен и безразличен к человеческой жизни. Для классического спагетти-вестерна в нем много самоиронии. Интересно – постоянное метание из крайности в крайность совершенно не вредит фильму. Даже наоборот.
Не скатиться в откровенную буффонаду фильму помогает музыка Эннио Морриконе. Эта, в разных своих частях, плутовская, пафосная, тоскливая и одновременная помпезная музыкальная тема, конечно же, влияет на настроение и на общее восприятие сцен. Не удивительно, что эту тему забрал к себе в «Убить Билла» Квентин Тарантино.
Впрочем, у фильма хватает достоинств и без помощи итальянского композитора.
– Любишь молоко?
– Не очень.
– Стакан молока джентльмену.
Поляк Сергей Ковальски (Франко Неро) – типичный «хороший». Метко стреляет и дорого продает услуги. Его нанимают два мексиканца, чтобы он перевез для них партию серебра.
Керли (Джек Пэланс) – типичный «плохой». Жулик и убийца, который вместе с подручными решает проследить за поляком. Местами это почти опереточный злодей, а местами очень даже серьезный антагонист.
Пако Роман (Тони Мусанте) – типичный… мексиканский крестьянин, случайно ставший лидером революции. Встреча с Ковальски оказывается для него счастливой – поляк помогает выйти из весьма сложной ситуации, а после и вовсе становится «серым кардиналом» революции.
Режиссер Серджо Корбуччи непрестанно шутит. Над революций, религией, персонажами. Например, для того, чтобы зажечь спичку и прикурить, главный герой использует: шляпу, человеческое ухо, бюстгальтер проститутки, подошву ботинка висельника, патрон в патронташе, перила, голую ступню пьяного революционера и зубы. Ковальски вообще весьма ироничный персонаж. Например, он читает лекцию о революции и Симоне Боливаре, в которой наглядными пособиями выступают голова и обнаженная филейная часть пьяной мексиканки.
Все это веселье происходит на фоне расстрелов революционеров или массовых убийств солдат. Так, карнавал заканчивается резней, в которой не последнюю роль играет женщина в образе Иисуса. «Иисус – это женщина, и она стреляет из пулемета» – неплохое название для фильма категории B.
В какой-то момент я понял, что смотрю практически фильм Тарантино, только снятый до Тарантино.
Юмор Корбуччи весьма неоднороден – сальные шутки преобладают, но бывают и очень тонкие остроты.
– Верните мне землю. Сдерите с него шкуру.
– Что он тебе сделал?
– Не знаю. Он государственный чиновник.
Сцена на арене напоминает финальную дуэль в другом, культовом спагетти-вестерне «Хороший, плохой, злой». Только здесь под музыку Морриконе сходятся хороший, плохой и клоун. Да, в какой-то момент карьера лидера революции не задалась. «Лучше – живым клоуном, чем мертвым героем», – философски размышляет об этой метаморфозе поляк.
Кстати, эпизод с цветком из сцены на арене Тарантино позаимствовал для фильма «Джанго Освобожденный». Не поленитесь глянуть оригинал, он того стоит.
Если говорить о съемке, то это, конечно, авторское кино, пусть даже и в таком далеком от почитания жанре, как спагетти-вестерн. В «Наемнике» я вижу предтечу того стиля, который впоследствии Тарантино отшлифует до блеска. А заодно отправит героя фильма «Однажды в… Голливуде» Рика Далтона сниматься у Корбуччи.
Головний по текстам
Майже людина