Оно 2 | Рецензия

Країна: США

Студії: Warner Bros. Pictures, New Line Cinema

Тривалість: 169 хвилин

Жанр: ЖахиРежисер: Андрес Мускетті (“Воно”)

Актори: Білл Скарсгард (“Воно”, “Дедпул 2”), Джессіка Честейн (“Інтерстеллар”, “Гра Моллі”), Джеймс МакЕвой (“Спліт”, “Люди ІКС”), Білл Хейдер (“Дівчина без комплексів”), Джеймс Ренсон (“Олдбой”), Софія Ліліс (“Воно”), Фінн Вулфард (“Воно”), Джейден Ліберер Композитор: Бенджамін Воллфіш (“Той, що біжить по лезу 2049”, “Воно”)

Після того, як «Клуб невдах» здолав клоуна Пеннівайза, шляхи дітей розійшлись: вони подорослішали і виїхали з міста. Проте навколо знову коїться щось дивне, і знову безслідно зникають діти. Схоже, як і кожні 27 років, зло повернулося тероризувати місто Деррі. Майк, єдиний з “клубу”, хто залишився жити у рідному місті, вирішує скликати додому решту друзів. Досі шоковані пережитим у дитинстві, кожен з них повинен змусити себе перемогти найбільші страхи, щоб назавжди знищити зловісного клоуна. Але тепер він став ще небезпечнішим і смертоноснішим…

[foogallery id=”62151″]

Детская сказка со взрослым размахом

93% – таков рейтинг ожидания второй части “Оно 2” по бестселлеру Стивена Кинга. Фильм – один из хедлайнеров 2019 года, на который возлагались большие надежды, как со стороны зрителей, так и со стороны Warner Bros. Pictures. Ничего необычного: аудитория у Кинга безразмерная, ужастики любят многие, Пеннивайз в исполнении Скарсгарда шикарен. К тому же, 700 млн. кассового сбора при 35 млн. бюджета закрепили фурор первой части. Фундамент 2017 года выглядит крепким и надежным для повторного успеха. Киностудия увеличивает бюджет вдвое и приглашает еще пару именитых актеров в компанию к Скарсграду. Кинг радостно зовет всех насладиться продолжением. Всеобъемлющий маркетинг, ожидания, требования, но ради чего?

Добрых три часа хронометража Мускетти нагонял ушедший поезд клуба неудачников и демонического Пеннивайза. 169 минут актеры что-то играли, операторы снимали, специалисты по спецэффектам рисовали, а бедный монтажер резал исходник длинной в четыре с половиной часа. Работы проделано немерено, но фильм насобирал больше прилагательных с приставкой не, чем плюсов.

“Оно 2” завершило историю старых школьных друзей и непостижимого зла. В первой части детям удалось одолеть Пеннивайза, но кровная клятва обязала каждого вернуться по первому зову в родной Дерри. 

Прошло 27 лет. Царь детских комплексов и страхов залечил раны и отдохнул от активной деятельности. Клуб неудачников объявляет срочную встречу, но как оказалось, почти все участники позабыли противостояние с неизведанным злом, и не горят желанием ввязываться в опасную авантюру. У каждого и без приключений жизнь идет не слишком гладко. Благо, фильм обязывает их вернуться к истокам и закончить начатое. Иначе “Оно” превратилось бы в унылую жвачку, как “Фантастические звери”. 

Картина порадовала только двумя составляющими. В сравнении с первой частью улучшилась графика. Монстры стали еще противнее, виды невинного Дерри прекрасно контрастировали с безумным клоуном, охотящимся за детворой. 

Логичный финал картины тоже отнесу к плюсам. Растягивать книгу на третий фильм не стали, чувство ностальгии двойным повествованием вызвали, хоть и бедово, старину Кинга порадовали.

В остальных аспектах “Оно 2” ничем не удивляет и вот почему.

Несамостоятельный

Основная проблема фильма, которая утянет на дно что угодно, кроме бесконечных франшиз. “Оно 2” полностью зависит от просмотра первой части или прочтения первоисточника. Даже представить не могу с каким лицом сидели и будут сидеть зрители, которых волной трейлеров и обсуждений занесло на сеанс. Как можно без предыстории понять мотивацию компании взрослых людей, возвращающихся в глушь по первому зову давнего друга? Да еще не просто пива выпить и креветок поесть, а сразиться с клоуном, который ест детей. Как? 

Параллельное повествование не помогает. Флешбеки с первой части работают как напоминания и поводы поностальгировать. Виды старого Дерри или главных героев в детстве не объясняет сюжет. Мускетти виноват только наполовину. С одной стороны, финансирования первой части не хватило бы на фильм длинной под четыре часа и огромного каста актеров. С другой – какой же тогда смысл браться за такую работу? 

Правильным решением было бы оставить первую часть, как пример удачного сольника, либо сразу стрелять дуплетом. Итог – три часа второго фильма, которые затянуты для знающих и бестолковы для новой аудитории.

Ненастоящий

Помню статьи, в которых рассказывали про съемочный процесс “Оно” 2017 года. Образ Скарсгарда держали в тайне от детей до их первой встречи на площадке. Актер с детства пугал брата необычной ухмылкой и взглядом, потом вырос и шикарно вжился в роль коварного клоуна. В первой части Пеннивайз был тем героем, который захватил внимание каждого зрителя и не отпускал его до титров. 

Вторая часть повторяет действиями предшественника. Разница только в том, что неудачники повзрослели. Мотивация мгновенно проседает, ведь смотреть как дети борются со страхами интереснее, чем наблюдать наигранные потуги жертв кризисного возраста. Но и эту проблему получилось усугубить. На сцену выходит долгожданный богатый каст.

Актерам нечего делать в фильме в плане демонстрации мастерства. Джессике Честейн досталась героиня Беверли Марш, которую все также преследуют абьюзивные семейные отношения. Полную апатию играть не сложно, а когда дело доходит до тонких душевных моментов, будь то слезы потери или радость от успеха, включаются наигранные эмоции. МакЭвой до сих пор не отошел от “Сплита” и барахтается в фильме, как рыба на песке. Он настолько переигрывает, что иногда непонятно для кого он так старается. Билл Хейдер, которого твиттерские блоггеры страшно хвалили после первых предпоказов оказался персонажем, разряжающим напряженную атмосферу. Стэндап юмор в стиле американских издевательств над матерями и “Лиги плохих шуток” смешил неуместностью и пластмассовой игрой с ностальгией. 

Победа детских страхов волевой борьбой во второй раз не сработала. Те, кто видели первую часть, испытают чувство дежавю, так как действия героев не подверглись изменениям. Новый зритель не поймет почему взрослые боятся чего-то столь банального и простого. 

Нестрашный

С каждым годом все сложнее и сложнее пугать зрителя. Время идет, приемы устаревают, а придумать что-то революционное удается единицам. Мускетти снова положился на харизму Пеннивайза, щедро сдобрив ее джампскерами. И что дальше?

Скарсгарда уже видели, детские страхи у взрослых не находят отклика у зрителя, скримеры больше раздражают громкостью, чем пугают неожиданностью. На этом хоррор беспомощно заканчивается для каждого, кроме клоунофобов.  Даже финальная битва клуба неудачников с древним злом больше напоминает эпичный боевик, с кучей разрушений и высокопарных диалогов. 

Неинтригующий

Слоган “You`ll Float Again” трактовался по-разному. То ли это означало больший накал страстей и напряженности, то ли шикарной работой с флешбеками. Как оказалось зритель заплывает в фильм за неизвестно чем. Господин Мускетти, неужели зрителю стоит плыть три часа по монотонному фильму без экспериментов и необычных режиссерских ходов? Почему встречи Пеннивайза со случайными детьми интереснее и страшнее, чем все взаимодействия с главными героями? Есть ли смысл в истории, растянутой бестолковыми диалогами, скримерами и флешбеками? Нужно ли ходить в кинотеатр, чтобы понять, что первая часть интереснее и изобретательней второй? Куда нам плыть, а главное – зачем?