Первая фаза
В далеком 2008 началась Сага Бесконечности. Кевин Файги еще не был продюсером, чьи фильмы собирают миллиард по умолчанию. Неопытный режиссер, еще недавно комедийный актер, Джон Фавро, снял “Железного человека”.
Фильм изменил подход к экранизациям графических романов. Смешав серьезность, юмор и подачу от “стендапера” Фавро, открыл рог изобилия для Марвел.
Следующие серии из Первой фазы не столь запоминающиеся. Про “Невероятного Халка” и “Тора” забывают. Про Капитана Америка вообще сняли максимально стандартное кино о становлении супергероя. Все завершилось на яркой ноте. Джос Уидон в “Мстителях” открыл формулу успеха – больше героев приводят к большим деньгам.
В этой фазе “бог” вселенной, Кевин Файги, старался и искал к каждому фильму нового режиссера. Казалось, что продюсер нашел способ смешать продюсерское видение и авторские измышления. Правда, не удержался и пригласил во второй раз поработать Джона Фавро. В итоге сотрудничества “Железный человек 2” в общих чертах копирует первый фильм, а в памяти остается только фраза ”Я – Железный человек”.
Вторая фаза
Во второй фазе мужик в кепке исправляется и приглашает режиссеров с авторским взглядом: Шейна Блэйка (“Железный человек 3”), Алана Тейлора (“Тор: Царство тьмы”), братьев Руссо (“Первый мститель: Другая война”), Джеймса Ганна (“Стражи Галактики“) и Пейтона Рида (“Человек-муравей“). Каждый внес во вселенную уникальное видение и этим порадовал зрителей. Особенно на этом фоне выделился Джеймс Ганн. Под руководством режиссера фильм “Стражи Галактики” открыл новые возможности и масштабы, а также повторил трюк с популяризацией второстепенных персонажей из библиотеки Марвел.
Файги иногда слишком занят и любит простой путь. На этот раз решил в основном фильме фазы работать с проверенным автором – Джоссом Уидоном. В итоге, кино получилось интересное, но уж очень похожее на “Мстителей”. Картину спасли антагонист и мягкое продюсерское влияние.
Третья фаза
Производство фильмов от Марвел переходит в конвейерную стадию. У продюсеров и директоров по кастингу почти не остается времени, чтобы искать новые имена на режиссерском поприще. Празднование десятилетия студии также отнимет много сил, ресурсов и креативных мощностей.
В таком напряженном графике Файги решает работать с теми, кого знает, в ком уверен. Братья Руссо снимут три фильма (или два) на этой фазе. Продолжают работу над вторыми сериями Джеймс Ганн и Пейтон Рид. Их фильмы порадовали некими визуальными решениями. “Стражи Галактики 2” расширили макромир. “Человек-муравей и Оса” рассказали о микромире. Все же фильмы повторяли первые серии и оказались легковесными.
Аналогичная ситуация с возвращением Человека-паука. Первый фильм Джона Уоттса был экспериментом, где привычные шаблоны о становлении остались за кадром. Стоит отметить и одного из самых мотивированных протагонистов вселенной. Второй же фильм уже не дает зрителю ощущения эксперимента. В “Человек-паук: Вдали от дома” есть сцена, способная заставить зрителя купить билет на повторный сеанс. Этого мало. Продолжение очень близко к стандартным филлерным сериям телевизионных сериалов.
Разнообразия в ремесленное производство добавили новые персонажи. Тем более, к ним закрепили ранее не используемых режиссеров. “Доктор Стрэндж” и “Капитан Марвел” – добротные фильмы, но слишком стандартные. Фильмы шаблоны для представления героев.
Выделяется третий фильм о Торе. Первые два фильма особо не запомнились. Да они и очень мало влияли на события Саги Бесконечности. Опять Файги решается на смелый шаг – приглашает фриковатого Тайку Вайтити. Новозеландец переосмыслил марвеловского бога, добавил юмора, гегов. Такой взгляд и вселенную освежил, и Тора перевел на уровень Железного Человека и Капитана Америки.
Четвертая и пятая фазы
Почти монополизация рынка проката вынуждает Disney смотреть на вещи, которые были на заднем плане. Появление стримингового Disney+ влияет на планы главы Marvel Studios Кевина Файги. Тем более, продюсеру удалось узурпировать власть над всеми проектами. (Смотрите о работе с Айзеком Перлмуттером). В работу над телевизионными проектами и новыми героями приглашают режиссеров и режиссерок, ранее не работавших в студии.
И тут большое “но”. Продолжения Стражей Галактики, Тора, Доктора Стрэнджа, Черную пантеру, Человека-паука (?) опять и снова будут делать те же режиссеры.
Это очень плохо. Удачный пример приглашения Тайки Вайтити почему-то не оказал должного влияния. Ведь работа с необычными режиссерами с новыми взглядами разнообразило ремесленнический подход.
Для иллюстрации. Питер Джексон сделал запоминающиеся и бесконечные фильмы “Властелин колец”. Когда появились новости про “Хоббита”, то я-зритель не хотел возвращения в режиссерское кресло новозеландца. Зачем мне опять смотреть на уже не раз изученные приемы от кинодела? В итоге, “Хоббит” хорош в кинотеатральном просмотре, но дома я пересматриваю “Властелин колец”. Гильермо дель Торо мог изменить расклад, но не сложилось.
Головний по текстам
Майже людина