Однажды в… Голливуде | Рецензия

Самый ожидаемый фильм лета наконец-то вышел на экраны украинских кинотеатров. Премьера состоялась в Каннах ещё весной.

Для съемки «Однажды в… Голливуде» Тарантино набрал по-настоящему выдающийся актерский состав. Часть из старой обоймы Квентина, как например Леонардо Ди Каприо («Джанго освобождённый») и Бред Питт («Бесславные ублюдки»). В эпизодических ролях снялись Курт Рассел («Доказательство смерти», «Омерзительная восьмерка»), Майкл Мэдсен («Бешенные псы», «Омерзительная восьмерка», «Доказательство смерти») и Брюс Дерн («Джанго освобождённый», «Омерзительная восьмерка»). Среди новеньких Марго Робби, Дакота Фаннинг, Эмиль Хирш, Тимоти Олифант, Аль Пачино, Дэмиэн Льюис и Люк Перри. Для последнего этот фильм стал лебединой песней. Актер умер незадолго до премьеры.

Кого нет в титрах, так это постоянного продюсера Харви Вайнштейна, обвиненного в сексуальных домогательствах. Так же в фильме должны были появиться Берт Рейнольдс, Тим Рот, Джеймс Марсден и Джеймс Ремар, но первый внезапно умер во время съемочного периода, и его заменил Брюс Дерн, а сцены с остальными вырезали на монтаже.

Список всех этих актеров продавал «Однажды в… Голливуде» еще задолго до премьеры. Кроме того, режиссер не устает повторять, что планирует снять всего 10 фильмов, причем 8 уже за спиной (если считать от «Бешенных псов» и рассматривать «Биллов» как один фильм). Поэтому скромная вывеска «9 фильм Тарантино» подогревал интерес еще больше. И вот, свершилось!

1969 год. Картина повествует о двух актерах. Рик Далтон снялся в нашумевшем сериале в жанре вестерн и пробует ворваться в большое кино. Его лучший друг Клифф Бут тоже когда-то снимался в вестернах, но теперь рад быть полезным в качестве дублёра и помощника по дому. Параллельно развивается линия соседки главных героев – Шерон Тейт и секты Чарльза Мэнсона.

Для экспозиции главных героев фильм начинается с интервью с Риком и Бутом. Черно-белая картинка рискует сбить с толку неподготовленного зрителя, но бывалый догадается, что таким образом режиссер уже с первых кадров воспроизводит атмосферу 60-ых. Дома, машины, одежда и даже постеры на стенах – декораторы в этом смысле действительно постарались на славу. Погрузиться с головой в ту эпоху помогает музыка. Местами её тут даже с избытком. Одна за одной звучат отрывки из любимых песен Тарантино, пока невозмутимый герой Питта несколько минут молчаливо едет на Cadillac DeVille по ночному Лос-Анджелесу.

Кстати, это тот самый Кадиллак, который фигурировал как авто персонажа Майкла Мэдсена из «Бешеных псов». Причем, эта тачка принадлежит актеру и в реальной жизни. А машина Клиффа Бута – синий Volkswagen Karmann Ghia – засветился в «Убить Билла».

Специально под персонажа Ди Каприо снято несколько лжефильмов и сериалов, в частности «Закон Баунти». Такая рекурсия – отличный способ в который раз продемонстрировать выдающийся актерский талант Лео, к которому нет претензий. А для Тарантино – в третий раз подряд поработать над вестерном (кстати, Квентин не исключает появление спин-оффа). Это тот случай, когда вроде и смотреть их приятно, но если бы подсократить, то сюжет бы не потерял.

Не потерял бы сильно фильм и от карикатурного Брюса Ли, которого в итоге отколошматил Клифф Бут. В «Однажды в… Голливуде» звезда фильмов о боевых искусствах показан глуповатым и высокомерным задирой. Дочь Брюса Ли серьезно возмущена, мол, её отец таким не был. А Тарантино на пресс-конференции заявил, что слышал сам и что знает о его характере из автобиографии жены мастера единоборств. При этом, честно говоря, меня сцена действительно улыбнула. Особенно учитывая, что это один из немногих смешных моментов за почти 3-часовой фильм.

Еще один забавный момент, когда герой Лео завуалированно жалуется 8-летней девочке на угасающую карьеру. А сцена в которой Рик, находясь в трейлере, злится на свою плохую игру, вангую, станет интернет-мемом, как это случилось с «недоумевающим Винсентом» из «Криминального чтива». Но мой любимый момент, когда позже эта же девочка хвалит Рика после блистательного лицедейства.

Кто из актерского состава для меня открылся, так это Маргарет Куэлли («Ио», «Тетрадь смерти» и «Славные парни»), исполнившая Кисоньку. В дебютной главной роли в фильме «Послушница» (2017) актриса играет прилежную монахиню, а в «Однажды в… Голливуде» Маргарет довелось примерить совершенно противоположный образ. Кисонька – это легкая на подъем молодая инфантилка с игривым взглядом. По сюжету её задача была кокетничать с Клиффом, сверхзадача – беззаботно прожигать жизнь и получать удовольствие, но не менее важным для Тарантино, такое чувство, было показать её ступни.

Главный футфетишист современного кино не упускает возможности продемонстрировать ножки и очаровательной Марго Робби, играющую Шерон Тейт. Этот образ дался актрисе хорошо, но моя любимая у нее остается роль Тони Хардинг. В фильме «Тоня против всех» Робби показала бунтарство, целеустремленность, агрессию и грацию в одном флаконе, заставила одновременно и любить и ненавидеть.

Возвращаясь к «Однажды в… Голливуде», в некоторых ранних новостях и аннотациях я читал, якобы именно линия Тейт-Полански и «семьи» Мэнсона станет центральной в фильме. На самом деле суммарно линия Далтона и Бута длится около 2 часов, а Тейт – минут 40. Впечатление сложилось такое, будто Квентин добавил её в угоду массовому зрителю, а кровавую концовку – чтобы поддержать статус мастера эстетики насилия среди своей аудитории. Все-таки даже в трейлере было заявлено «море крови». Не менее занимательным стал бы фильм, в котором подростки 60-ых под воздействием Мэнсона проходят путь от миролюбивых хиппи до жестоких убийц.

По большому счету, даже Ди Каприо с Питтом не главные у Тарантино. Главный герой – это меняющийся Голливуд. О разных этапах жизни Американской кинокузни игровых фильмов снято немало. Но мне сложно припомнить режиссера, который настолько скрупулезно изобразил закат студийной системы и начало Нового Голливуда.

Транслировать автобиографию «фабрики грез» на экран помогал трижды лауреат премии «Оскар» Роберт Ричардсон («Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», «Авиатор», «Хьюго»). Оператор сотрудничает с Тарантино еще со съемок «Биллов», поэтому хорошо передает неповторимый авторский стиль режиссера. «Однажды в… Голливуде» не запомнился оригинальными ракурсами, как например из багажника машины, зато при встрече героев Питта и Фанинг для большего накала использовали «голландский угол». Во время ночной покатушки Бута было несколько странных склеек, но, думаю, правила монтажа тут нарушены намеренно.  В целом, визуальная часть меня более чем удовлетворила.

А вот фирменных диалогов, что отлично характеризуют персонажей и потом уходят в народ, мне не хватило. Также, не считая некоторых флэшбеков, фильм смонтирован линейно, хотя Тарантино, как известно, любит пожонглировать таймлайном. Зато Квентин снова засветил сигареты выдуманной марки “Red Apple”, что мелькают в других фильмах режиссера.

QT9_67895.raf

Как вывод, после ряда более зрительских фильмов – от “Псов” до “Восьмерки”, Тарантино сделал «Однажды в… Голливуде» для себя. В нем кинематографист на протяжении 2-х часов буквально признается в любви к американской культуре 50-ых и 60-ых годов. С одной стороны,  так зрителю легче погрузиться в атмосферу того времени. С другой, режиссер поступает несколько эгоистично.

Мне картина понравилась. Я готов смотреть даже кино, в котором Питт просто катается по Лос-Анджелесу под музыку 60-ых. Прямо предвкушаю такой Coub. Но вместе с тем догадываюсь, что этот «royale with cheese» зайдет далеко не всем. Кто не понимает контекст и не фанатеет от культуры упомянутой эпохи, «Однажды в… Голливуде» будет смотреться с меньшим интересом. Возможно, статус культовой эта лента приобретет спустя десятилетия. Так или иначе, Квентин душу распахнул и впустил на личную территорию. Винить ли его за это – решать зрителю.