Твит рецензия: Иньярриту зачем-то топчется на месте или даже делает шаг назад
Сюжет: Охотник Хью Гласс серьезно ранен на неизведанных просторах американского Дикого Запада. Товарищ Хью по отряду покорителей новых земель Джон Фицжеральд предательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие — его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, суровой зиме и враждебным племенам индейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжеральду
«Выживший» — фильм, который стал значимым еще до премьеры. Фильм сразу оброс легендами о трудностях съемок, необычном перфомансе от главного претендента на оскаровскую статуэтку Леонардо ДиКаприо и других. Кино же оказалось хорошим, но не выдающимся. Ожидания вновь столкнулись с действительностью.
Самой яркой в фильме стала работа Эммануэля Любецки. Он продолжает покорять зрителя своей камерой. Вновь длинные кадры, которые уделывают современное 3D. Любецки добивается ощущения погружения для смотрящих в экран. Я даже периодически начинал ощущать мороз и запах американских лесов. Уже третий фильм подряд Эммануэль заставляет задаться вопросом о авторстве фильмов. Успех «Гравитации» и «Бердмэна» очень зависели от его мастерства. «Выживший» — не исключение.
Фильм должен был стать плацдармом Леонардо для завоевания награды американской академии. Не должен, а наверняка, стал. Я в этой игре не увидел никакого откровения, ничего нового. Страдать, изменяться, идти на невероятные сложности — это работа актера. Зрителям не надо делать на этом акцент. Это важный элемент, но не главное в кино для меня.
Простота сюжета должна была быть компенсирована внутренними и внешними изменениями главного персонажа. Именно та пресловутая дуга характера из учебников по сценарному мастерству. Гласс, в исполнении ДиКаприо, за фильм не изменяется. Может, некоторые нюансы приобретают в нем новые направления, но в общем, изменения на уровне погрешности. Как был Хью суровым мужиком первооткрывателем, так им и остается. Простого вживания и банальной мотивации сегодня мне мало. В этом смысле «Гравитация» и «Марсианин» предлагают на порядок больше.
На фоне главного актера-страдальца явно выделяется образ Тома Харди — Джон Фицжеральд. Он меняется, показывает грани характера и в общем делает фильм. Харди, вроде, ничего такого не делает в кадре, но английская школа ощущается. Выпускники этой школы могут просто стоять в кадре, в их взгляде что-то меняется и это пробирает до самых костей. Игра Тома Харди напомнила великого Энтони Хопкинса. Оба могут просто стоять в кадре, а настроение меняется.
«Выживший» — фильм, который стоит посмотреть с большого экрана. Лес, горы, река и просто хорошие кадры — уже достаточный повод заплатить за билет. Только не стоит ждать откровений. Еще, конечно, стоит понимать, что фильм суровый. В том смысле как было сурово время покорения запада.
Иньярриту топчется на месте после откровения в виде «Бердмэна». Новый фильм смотрится возвращением к старому. Опять грань между явью и навью, снова рассуждения о смерти и божественном. Алехандро открывает занавес своего внутреннего мира для англоязычного и мирового зрителя. Другой англоязычный фильм — «Вавилон», был слишком иносказателен, чтобы добраться до умов и сердец не-испанской аудитории. Возвращаясь к ещё более ранним мотивам из своего испанского творчества,«21 грамм» или «Сука любовь», Иньяриту оказывается ближе к цели. Режиссер еще не все сказал, и главное высказывание и фильм еще впереди.
Зарекался говорить о локализации, но здесь не могу сдержаться. В России фильм выходит под названием «Выживший». В англоязычном сообществе — «The Revenant», что можно перевести как «Возращенец». На территории Украины у фильма название длиннее «Легенда Хью Гласса». До просмотра у меня было возмущение, после оно почти исчезло. Все же, родная локализация лучше передает настроение фильма. Именно легенда-сказка, а не «основано на настоящих событиях».
Кроме нового опыта для Леонарда ДиКаприо, суровой природы, невероятной сцены с медведицей и урока выживания, в фильме есть очень неожиданный посыл — толерантность. Хорошее отношение к людям с ограниченными возможностями, людям другой расы, пола и воспитания выносят героев на некий пьедестал. Мне, как зрителю, становится ясно, что такое хорошо, и что такое плохо.
Вот так незатейливо фильм о силе духа и несокрушимости становится фильмом о терпимости, доброте и честности.
«Легенда Хью Гласса» — точно не простое, не однозначное кино.
Издатель cineast.com.ua.
Член спілка кінокритиків України
Організатор: Бардак. Фестиваль короткометражного незалежного українського кіно