Страна, год: Австралия, 2019
Жанр: фантастика, триллер
Режиссёр: Грант Спьютор
Сценарист: Майкл Ллойд Грин, Грант Спьютор
Продюсер: Келвин Манро, Тимоти Уайт
Актёры: Роуз Бирн, Хилари Суонк, Клара Ругор, Люк Хокер, Тейлия Стурзэйкер, Джейкоб Нолан, Саммер Лентон, Мэдди Лентон
Премьера в Украине: 20.06.2019
Мировая премьера: 25.01.2019
Продолжительность: 1 ч. 55 мин.
Глобальная эпидемия уничтожила мир. Выживших осталось очень мало. В одном из бункеров высокотехнологичный робот “Мать” растит из эмбриона девочку. Малышка никогда не видела людей и Землю. Ее однообразный мир однажды рушится, когда к ним с поверхности прорывается человек…
[foogallery id=”45993″]
Научно-фантастический триллер «Дитя робота» вылез из капусты на американском фестивале независимого кино «Санденс» 25 января 2019 года. Для широкого зрителя аист по имени «Netflix» принес его 7 июня. А уже с 20 июня первенца режиссера Гранта Спьютора встречаем и в украинских кинотеатрах.
Согласно сюжету, действие начинается в первый день после глобального катаклизма, когда на Земле не осталось людей. В бункере царит тишина и покой. Робот аккуратно вынимает эмбрион женщины и вставляет в специальный аппарат. Через время рождается первый человек — единственный на данный момент. Нам показывают, как робомать трепетно ухаживает за растущей девочкой. Проходит 13867 дней — первый ключик для внимательных. У 18-летней девушки отличные физические данные, хорошая успеваемость и творческий потенциал. Главное, она отлично ладит с матерью-роботом, слушает и доверяет, но жутко грызет любопытство — что же там за пределами убежища. Когда умная машина «засыпает», на пороге бункера дочь обнаруживает женщину, которая просит о помощи.
Для австралийского режиссера Гранта Спьютора это первый полный метр. В его активе также малобюджетная короткометражка «Наследие» (2008) и четыре эпизода сериала «Castaway» (2011). Помимо режиссуры, в инстаграме кинематографист говорит, что самостоятельно продумал и нарисовал дизайн как бункера, так и гуманоида «Мать».
Камерный Sci-Fi c философскими идеями
На первый взгляд, «Дитя робота» напоминает футуристическую версию самой короткой страшной истории авторства Фредерика Брауна: «Последний человек на Земле сидел в комнате. И тут в дверь постучали…». Так, в ряде источников лента заявлена как триллер и даже как хоррор. Эти жанровые элементы действительно присутствуют. Несмотря на то, что это Sci-Fi, фильм Спьютора не фонтанирует спецэффектами и умопомрачительными экшн-сценами. Он увлекает другим.
В оригинале фильм называется «I Am Mother» («Я — мать»). Рабочее название было просто «Мать». Это говорит о желании автора построить сюжет вокруг родительских уз. Поэтому «Дитя робота» меня заинтересовал как философское размышление на тему воспитания человека роботом.
Определенный акцент в кинокартине делается на дилеммы и мысленные эксперименты. Один из них я бы назвал «Дилемма бункера», которая замечательным образом отображена в фильме «Кловерфилд, 10». Как и в триллере Дэна Трахтеберга, в «Дитя робота» главная героиня тоже находится в закрытом пространстве и точно не знает, поможет или навредит выход из него. Также упоминается проблема вагонетки, но в медицинской плоскости.
Мне всегда нравились камерные произведения, где локации и декорации не отвлекают от конфликтов как между другими участниками, так и внутренних в контексте обостряющегося психологического фона. И чем меньше изображаемое пространство, тем сложнее в нем построить мизансцены с увлекательной драматургией. А ещё это уменьшает бюджет. Думаю, продюсеры Келвин Мунро и Тимоти Вайт были также очень рады, когда увидели, что ряд персонажей обозначили просто с помощью рисунков Женщины, то есть без затрат на актёров.
Мне не хватило ярких поворотов в середине. Тем не менее, сценаристы умело путают зрителя после аргументации то Матери, то Женщины. Не обошлось в «Дитя робота» и без нескольких забавных или сомнительных моментов (будут спойлеры).
Спойлер
Например, что в любой непонятной ситуации робомать отправляла дочь готовиться к экзаменам. Зачем роботам кукуруза? Неужели собака — залог тихой и неприметной жизни? Неужели главная героиня так прикипела к новорожденному брату, которого никогда не видела, что готова пожертвовать обретенной свободой и подвергаться смертельной опасности?! Я уже не говорю о самом ребенке, нуждающимся в особом уходе.
Финальный твист весьма предсказуем, но исход размыт. Концовка напоминает ребус, где зрителю самому придется решать, как её трактовать. Возможно, ответы дадут в сиквеле.
Актеры и персонажи
Для 21-летней датской актрисы Клары Ругор это первая главная роль. До этого она засветилась в парочке малоизвестных сериалов, в фильме «Благодать» (2017), а также «За мечтой» (2018) с Эль Фаннинг. Последний, по забавному стечению обстоятельств, вышел в Украине в тот же день, что и «Дитя робота». Кларе удалось передать преобразование из «машины» в человека. Впитанные героиней с робомолоком точность и обязательность умных машин меняется на пытливость, сострадание и стремлением к свободе.
Двукратной обладательнице премии «Оскар» Хилари Суонк («Парни не плачут», «11:14», «Малышка на миллион») понравился сценарий начинающего режиссера, и актриса согласилась присоединиться к проекту. Способ мышления Гранта напомнил американке Кристофера Нолана. Напомню, с кудесником таймлайнов «малышка на миллион» работала над одним из его ранних фильмов под названием «Бессонница». В фильме «Дитя робота» Хирали сыграла отчаянную испуганную недоверчивую, но воительную женщину. Такое впечатление, что актриса скопировала образ Сары Коннор. Более того, сцены в лазарете практически цитируют сцены в психушке из фильма «Терминатор 2: Судный День» (1991).
Голос роботу-матери подарила австралийская актриса Роуз Бирн («Троя», «Шпион», сериал «Схватка»). Вместе с белым костюмом, ласково-поучительная подача робота с женским голосом напомнила мне «Портал». Финальная песня из этой игры замечательно подошла бы и для «Дитя робота».
Большую работу проделал и Люк Хокер, носивший 40-килограммовый костюм «Матери».
Человеком делает свобода
«Дитя робота» — это противостояние железной воли искусственного интеллекта с железной тягой к воле, присущей людям. Тем не менее робоматерь нельзя назвать антигероем. По сути, она лишь носитель самых эффективных воспитательных практик, которые в неё вложил человек, и подчиняется 3 законам робототехники. Персонаж девушки — тоже не абсолютно положительный. Это Пандора, которую хоть и наделили самыми лучшими качествами, но, возможно их квинтэссенция и толкает открыть ящик, в котором живёт девушка.
Красной нитью через фильм проходит идея, что нельзя создавать идеальных людей по программе, тем более в условиях несвободы. Мне легко проецировать это на отношения между родителями и их детьми. Часто рассудительные взрослые в попытке отгородить чадо от любой опасности только разжигают любопытство, чем подвергают их ещё большей опасности. Эта тема символично отражена в фильме «Клык» (2009) режиссера Йоргоса Лантимоса.
В противоположном ключе — где человек создаёт умного робота и удерживает в замкнутом пространстве — но с похожим посылом размышлял Алекс Гарленд в своем, что примечательно, тоже дебютном фильме «Из Машины» (2015). Вспомним еще сериал «WestWorld». Вместе с лентой «Дитя робота» их объединяет месседж, что человеком делает стремление к свободе.
Таким образом, «I Am Mother» это отличное доказательство тому, что в жанре Sci-Fi не обязательно иметь фантастические спецэффекты. Располагая интересной идеей, хорошую драму под силу вырастить и в камерном пространстве. Определенно, это не фильм, о событиях которого забываешь сразу после выхода из кинотеатра. «Дитя Робота» заставляет рефлексировать на близкие для многих людей темы, как например, воспитание, свобода и опека.
Я увидел в картине Спьютора много цитат из других фильмов. Заслуга начинающего кинематографиста в том, что он воплотил их качественно и к месту. На уровне сюжет, актерская игра и картинка. Вызывают вопросы некоторые недосказанности, а также логика и мотивация героев. Будь это не дебют неизвестного режиссера, а очередной фильм какого-нибудь Найта Шьямалана, я бы, конечно, потребовал большего. Думаю, Грант Спьютор ставил перед собой задачу сделать этот фильм как тизер для всех последующих. И он с ней справился. Уверен, австралийского кинематографиста мы еще услышим.