Режисерка: Сюзанне Гайнріх
Німеччина, 2019, 80 хв., комедія
Виробництво: DFFB, Essential Filmproduktion
У ролях: Марі Ратшек, Ніколо Пасетті, Моніка Відемер, Янн Ґруел
Дівчина блукає містом, шукаючи, де заночувати. Вона знайомиться з екзистенціалістом, для якого секс – це «просто ще один ринок». Її спроба написати книгу не виходить за рамки першого речення другого розділу, вона не знаходить собі місця між художніми галереями, студіями йоги і постільною білизною незнайомців. Замість того, щоб пристосуватися до реального життя, вона починає розглядати свою депресію як політичну проблему.
Постмодерна комедія у рожево-блакитних тонах.
Роттердамський міжнародний кінофестиваль, 2019 – Конкурсна програма «Bright Future»
Берлінський міжнародний кінофестиваль, 2019 – Тиждень критики
Київський міжнародний кінофестиваль «Молодість», 2019 – позаконкурсна програма «FORMA»
[foogallery id=”43970″]
Безымянная, пребывающая в состоянии перманентной меланхолии героиня ищет, где бы ей провести очередную ночь, не чураясь секса с незнакомцами. Она любит философские размышления, не расстается с шубой и массивными сапогами, а еще пишет книгу, но не продвигается дальше первого предложения второй главы.
Дебютантка из Германии Сюзанна Гайнрих не искала легких путей, сняв постмодернистское кино в стиле интеллектуальной провокации, которое само собой обойдет стороной экраны мультиплексов, но наверняка заинтересует заядлых фестивальщиков и зрителей, находящихся в поиске чего-то необычного. К слову о фестивалях, фильм уже отметился на киносмотрах в Роттердаме и Берлине (секция “Перспективы немецкого кино”), а недавно был показан в Киеве на кинофестивале «Молодость», в рамках секции «FORMA», куда попадают образчики, призванные отобразить разнообразие средств и форм современного киноязыка.
Главное, чем «Меланхоличка» может покорить потенциального зрителя – это эпатажность, присутствующая во всем. Действо разделено на 14 эпизодов, которые напоминают инстаграм-сториз не только «квадратным» соотношением сторон кадра и нарочито карамельной палитрой, но и их претенциозными названиями, будь то пресловутые «Однажды…», «Ода обществу» или же «Тоска по религии в местах свободы». Даже финальные титры этого небольшого как по хронометражу, так и по бюджету фильма Гайнрих растягивает до 8 минут – для сравнения, столько же примерно идут титры любого кинокомикса Marvel с перечислением всех «фоли-артист» и «бест-боев». Для полной комплектации один из сегментов снят «в неоне», а еще один представляет собой анимацию.
«Меланхоличка» выстроена как своеобразная одиссея. Загнанная в рамки апатии и вынужденная взаимодействовать с миром «хэппи пипл», героиня стремится к своему персональному счастью. Есть одно но! Изначально заложенный конфликт, что с подобными ей людьми всегда случается беда – они уже находятся в тупике своего эмоционального застоя. Подчеркнутая нелепость мизансцен и отвлекающая китчевость усиливают лежащую в основе критику современного общества – капитализм, феминизм, конформизм и даже такие понятия как традиционная семья и рождение детей. Героиня плевала на это со своей колокольни безразличия, ведь для нее все равно первостепенным остается вопрос «где сегодня переночевать» и не важно, будь ты асексуальный эстет с вернисажа, стареющий разнорабочий-строитель или самовлюбленный миллениал с пластиковой короной на голове.
Главная проблема фильма в том, что в нем идет постоянная борьба формы и наполнения, которые вместо того, чтобы дополнять друг друга, вступают в диссонанс. «Слоупочный» ритм не помогает закрепить пройденный от сегмента к сегменту материал, оставляя в памяти центрального персонажа и вырванные из контекста визуальные образы, вроде очередной пластиковой декорации или сиюминутного незнакомца, с которым героиня занялась или не занялась сексом. Иногда это сложно смотреть, как говорят – «с интересом, но без удовольствия». Сегменты тоже неоднородны и это выглядит как американские горки, где зритель считывает коды и заложенные смыслы сразу, а где-то с непониманием переваривает как может увиденное. В таком случае лучше просто отпустить поиски глубинных смыслов и плыть по течению этого кинематографического потока из жизни одной меланхоличной немецкой девушки, чтобы узнать ответ на вопрос – «Aren’t You Happy?», который вынесен в заглавие для англоязычной публики.
Оценка:
3/5