Столпы Земли | Рецензия

Длинные романы с множеством персонажей нужно экранизировать не в виде фильмов, а в виде сериалов. Это доказала вовсе не «Игра престолов», в которой умещается сразу семь книг. Это доказал ещё в 1965 году Сергей Бондарчук, решивший превратить «Войну и мир» не в выжимку любви Пети и Наташи, а в почти семичасовой эпик. Лучше снять невозможно.

Исторические романы Кена Фоллета очень популярны в Великобритании, причём настолько популярны, что их автору в Испании поставили памятник. Почему — расскажу позднее.

Вообще, Фоллету могли и не поставить памятник, если бы он продолжал писать суровые и скучные триллеры. Но, переключившись на исторические романы, он неожиданно стал автором бестселлера, постоянно оказывающегося в рейтингах самых популярных у британцев романов. Достичь такой любовной близости к народу в исторических книгах очень сложно, иначе бы выпускники истфаков разъезжали на лимузинах. Но, как показал пример Александра Дюма, нужно позволять себе немножко фантазии, чтобы добавить романтизма в скучное течение человеческой истории.

Кен не выдумывал себе жалких двух-трёх персонажей, трущихся при дворе. Он нафантазировал себе в Юго-Восточной Англии целое графство Ширинг с одноимённым замком. В пределах выдуманного графства у Фоллета располагается выдуманный монастырь Кингсбридж. А в монастыре решили построить выдуманный собор. Поместив графство с монастырём и собором в разгар Гражданской войны XII века за наследие Генриха, автор получил увлекательную историю о том, как короли и графы увлечённо рубят друг друга и мирное население ради власти и денег, пока нормальные люди пытаются создать что-то хорошее. Увлекательности роману Фоллета добавлял тот факт, что ему было, в общем-то, наплевать на то, кто победит в войне — Стефан или Матильда. Наплевать было и настоятелю монастыря. И для автора и для его любимых персонажей главное — построить собор, и, выходит, для читателя — тоже. Такое прямое наплевательское отношение к сильным мира сего и их играм я встречал ещё, кажется, в «Женской войне» того же Дюма. Редкое явление в мире исторических романов.

Но за вполне здравой идеей кроется множество недостатков — события у Фоллета уж слишком мелодраматизированы и изначально попахивают хэппи-эндом. Хотя, с другой стороны, персонажей он крошит как Джордж Р. Р. Мартин — направо и налево, хороших и злых. Но итог известен — собор достроят, иначе зачем это всё писать и снимать. К недостаткам можно добавить и пресловутую историческую неаккуратность, особо заметную в телепостановке. В сериале теперь видна и скудость сюжета — хотя за 40 миллионов долларов можно было и снять удачнее, если бы делать это не в дорогой Австрии, а где-нибудь в Болгарии или Чехии.

Особый интерес вызывает актёрский состав, особенно молодняк, который после выхода сериала довольно активно начал включаться в большое блокбастерное кино. Дико обаятельный и разнообразный Эдди Редмейн попал в «Отверженных» и сыграл Стивена Хокинга в «Теории всего». Сыгравшая его зазнобу Хэйли Этвелл надолго застолбила за собой образ Пегги Картер, спутницы Капитана Америка. С другой стороны, известные Мэттью Макфейден и Руфус Сьюэлл и до этого были на виду. А вот Иэн МакШэйн переживает вторую молодость — после «Столпов» он примерил на себя Чёрную бороду и стал единственным украшением унылых четвёртых «Пиратов Карибского моря». А уже затем попал в «Белоснежку и охотника», «Джека — покорителя великанов» и скоро выходящего «Геракла». Подонки у него получаются выдающиеся.

Собственно, об Испании. Образом собора, как стало известно после выхода в 2003 году романа-сиквела «Мир без конца», стал Санта-Мария-Катедраль в баскской Витории. Толпы фанатов «Столпов земли» устроили настоящее паломничество в тихий испанский городок, который значительно расширил поступления в бюджет от туристов. За это Фоллету и поставили памятник. А сериал, который сразу сняли по роману-сиквелу, оказался уж совсем унылым. Так говорят, сам я не видел.

Денис Куклин

P. S. Лучше всего в сериале получилась, конечно, заставка.