Вулкан | Рецензия

Вулкан | Рецензия

Страна: Україна, 2018

Режисер: Роман Бонадрчук

Сценарий: Дарья Аверченко, Роман Бондарчук, Алла Титинюк

Актеры:

Сергей Степанский, Виктор Жданов, Кристина Дейлик, Тамара Соценко

Анотація

Лукас переживає кризу середнього віку. Він працює перекладачем в офісі ОБСЄ й у складі моніторингової місії вирушає на кордон з Кримом. Cерія дивних збігів залишає Лукаса сам на сам з таємничим і хаотичним всесвітом південного степу, в якому життя здається відірваним від будь-якої структури. В цих дивних місцях, де люди віднаходять щастя в найпростіших, часто ілюзорних речах, де переплелися минуле, сучасне і майбутнє, де кожен день може стати останнім, Лукас починає життя спочатку.

[foogallery id=”8248″]

Херсонщина, которую мы заслужили

На ОМКФ состоялась украинская премьера фильма «Вулкан», режиссёра Романа Бондарчука. Ранее он был известен документальными работам — «Украинскими шерифами» и «Dixieland».

Сюжет в картине простой, но его пересказ не даст ровно ничего.

Сотрудник ОБСЕ по имени Лукас (типичное украинское имя) вместе с коллегами едет в Крым, чтобы провести мониторинг. Мощный, красивый внедорожник наблюдательной миссии приказывает долго жить и герой идёт искать помощь. Поддержка приходит от пары в грузовике — мужчины средних лет и девушки, отца и дочери.

Когда Лукас возвращается на место с новыми друзьями, то на месте нет ни автомобиля, ни иностранных коллег.

Жара, лето, степь. Герой в белоснежной рубашке остаётся среди природы и погибающей цивилизации. Его спаситель — бывший начальник рыбхоза, потерявший бизнес в лихие 90-е. Из богатств — катер, грузовик, красавица-дочь да вредная старая мать. Лукасу придется учиться выживать среди всего этого разнообразия.

Увы, неизвестно имел ли на режиссёра влияние роман Сергея Жадана «Ворошиловград», но есть подозрение, что без него не обошлось. И это не тот случай, когда современная украинская поэзия и проза подстраивается под нашего главного писателя. Просто «Ворошиловград» — это история адаптации героя, попавшего в нестандартные, забытые для него условия.

Герой Жадана Герман вырос в где-то луганских степях, но потом забыл правила этой жизни, растворился в городском тумане, потерял навыки. Так и Лукас, разучившись жить, поначалу попросту «отхватывает» от местных, точно также как Герман задаёт окружающим вопрос: «Почему вы отсюда не уехали?» На что получает абсолютно жадановский ответ — «Это наша земля, мы здесь родились и должны умереть». Цитирование в обоих случаях неточное по форме, но соответствует содержанию. И поэтому понятно желание создателей «Дикого поля» превратить одну из главных украинских книг в вестерн или скорее «истерн». Слишком велик соблазн спаразитировать на образе бескрайней территории, без власти и формальных правил.

Так что, если «Дикое поле» не удастся, то у нас есть запасной вариант.

Кроме всего прочего, «Вулкан» — это очень визуально красивый фильм, с удивительным, почти медитативным ритмом. Его можно смотреть и глазами, и головой. Радостно, что переходя от документального к художественному кино, режиссёр берётся не за щедро финансируемые национально-патриотические темы, а обращается к историю из родного региона.

Почаще бы так.