Вулкан | Рецензия
#ОМКФ #OIFF #IC
Страна: Україна, 2018
Режисер: Роман Бонадрчук
Сценарий: Дарья Аверченко, Роман Бондарчук, Алла Титинюк
Актеры:
Сергей Степанский, Виктор Жданов, Кристина Дейлик, Тамара Соценко
Лукас переживає кризу середнього віку. Він працює перекладачем в офісі ОБСЄ й у складі моніторингової місії вирушає на кордон з Кримом. Cерія дивних збігів залишає Лукаса сам на сам з таємничим і хаотичним всесвітом південного степу, в якому життя здається відірваним від будь-якої структури. В цих дивних місцях, де люди віднаходять щастя в найпростіших, часто ілюзорних речах, де переплелися минуле, сучасне і майбутнє, де кожен день може стати останнім, Лукас починає життя спочатку.
[foogallery id=”8248″]
Миражи «Вулкана» на экране 9-го #ОМКФ кажутся большей правдой, чем реальность на ТВ. Неудивительно, что режиссер картины Роман Бондарчук (документальные фильмы «Евромайдан. Черновой монтаж», «Украинские шерифы», «Dixie Land») изначально планировал снять документалку.
Потоп, хаос и перерождение
Сотрудник ОБСЕ Лукас (Сергей Степанский) вместе с коллегами направляются к зоне разграничения между контролируемой украинскими властями территорией и аннексированным Россией Крымом. Внедорожник миссии останавливается в глуши, Лукаса просят пойти за помощью. По возврату главный герой не видит ни машины, ни коллег.
Усатый водитель КАМАЗа подкидывает его и ещё одну девушку в соседнее село. Попутчица предлагает Лукасу обратиться за помощью к её отцу.
Сверху видим недвижимое тело в заполненной водой ванне. Можно было бы подумать, что мужчина мертв, если бы не терпеливо ждущая «воскрешения» дочь.
Тогда как у Ларса фон Триера обреченно ожидают столкновения Земли с планетой Меланхолия, то у Романа Бондарчука герой Вова (Виктор Жданов) ждёт ещё один библейский потоп, правда, из-за ветхой дамбы. Чтобы получить надежду на спасение, он приготовил «ковчег» и тренируется задерживать дыхание как можно дольше.
Конечно, потоп – это лишь символ, сегодня опасен он только для чужаков. Для тех, кто еще не «утонул».
«Тонуть» неподготовленный сотрудник ОБСЕ начал, как только вышел из машины. Что радует, никакого шароварного героизма в загашнике у главного героя нет и быть не должно. Если Лукас в этой истории лишь беспомощный наблюдатель, бегающий в колесе реалий украинской глубинки, то Вова – бывалый капитан корабля в море хаоса и безнадёги. Только он может спасти утопающего.
Для спасения окунуться с головой будет мало. Лукасу придется проплыть все круги ада: неприкаянные малолетки и одичалые гопники, оборотни в погонах и банды местного разлива, ансамбль-призрак и блуждающий буй, небо в клеточку и ветровка в полосочку. И «яма смерти» в поле подсолнухов – вовсе не дно, а чистилище. Вишенка на торте – секс на кладбище в духе «Easy Rider».
Что из этого миражи – уже неважно. Если ложка клеится ко лбу, то испытание пройдено. Ты спасен. Ты свой. Чем не награда?
Фильм смотрится легко и на одном дыхании. По мере того как зрителя планомерно опускают все глубже в кроличью нору вместе с главным героем, метаморфозы Лукаса не вызывают сочувствие, скорее солидарность и местами даже улыбку.
Заметно трепетное отношение Бондарчука к родному краю. К слову, действие фильма происходит в небольшом городе Берислав, Херсонская область. Хотя такая история, как мне кажется, весьма уместно впишется в декорации многих украинских городков или сел.
В контексте условности географии и беспринципности насилия фильм похож на «Груз 200» Алексея Балабанова. Также перекликается с картиной «Счастье мое» Сергея Лозницы. В обеих кинолентах главные герои молчаливо следуют по постсоветскому шоссе в никуда без особого сопротивления. Если смотреть на картину с точки зрения антиутопии, то Роману Бондарчуку в игровом «Вулкане» удалось исчерпывающее продекламировать все то, что Александр Течинский лишь робко шептал в документалке «Дельта».
Мне в фильме понравилось все, кроме игры актрисы, которая исполняла роль матери Вовы и нелепо отпускала рандомные фразочки с намеком на глубокий смысл. Если и была необходимость разжевать зрителю эпилог, то лучше бы устами Виктора Жданова.
Могла ли такая история приключиться в реальности? Легко. Но с разными людьми и в разных уголках необъятной. Снимать такую документалку дольше и зачем. Все правильно сделал Роман Бондарчук, ступив на территорию fiction films. Его первый игровой полнометражный фильм уже удостоился гран-при на Международном кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване и, думаю, получит еще не одну награду.




