Проклятый маяк | Рецензия

История загадочного исчезновения трех смотрителей маяка на островах Фланнан в 1900 году. Они не оставили никаких следов…

Страна, год: Великобритания, 2018
Жанр: триллер, экшн
Режиссёр: Кристоффер Нюхольм
Сценарист: Джо Боун, Селин Джонс
Продюсер: Джерард Батлер, Шон Марли
Актёры: Джерард Батлер, Питер Муллан, Оулавюр Дарри Оулафссон, Гари Льюис, Сёрен Маллинг, Коннор Суинделлс, Эмма Кинг
Премьера в Украине: 24.01.2019
Мировая премьера: 11.10.2018
Продолжительность: 1 ч. 41 мин.

[foogallery id=”19190″]

Исчезновение (укр. «Проклятий маяк») – это триллер датского режиссера Кристоффера Нюхольма на основе реальных событий о таинственной пропаже 3 смотрителей маяка с Джеральдом Батлером в главной роли.

Тайна островов Фланнан

Все началось с исчезновения 3 смотрителей маяка на изолированном от цивилизации острове под названием Эйлин-Мор, что входит в архипелаг Фланнан, Шотландия. В декабре 1900 года Джеймс Дукат, Томас Маршалл и Дональд «Случайный» МакАртур словно испарились. До сих на 100% неизвестно, что же   там произошло, хотя проводилось экспертное расследование, но о его результатах чуть позже.

Нужно сказать, что данная тема  распространена в популярной культуре Соединенного Королевства. На основе вышеупомянутых событий поставили оперу, выпустили роман и посвятили целый эпизод сериала «Доктор Кто». А известная британская группа Genesis даже написала песню под названием «The Mystery of Flannan Isle Lighthouse».

Таким образом, англичане о происшествии не просто помнят, а обсуждают до сих пор. Экранизация казалась весьма логичным ходом.

«Таинственное» переименование

Изначально фильм назвали «Keepers», то есть «Смотрители», но позже переименовали в «The Vanishing». Почему так решили – неясно. Посмею предположить, что возникли какие-то нюансы с правами. Забегая наперед, скажу, что в заглавном титре осталось название «Keepers» – по  моему мнению, самое подходящее для фильма. Ведь не зная предыстории, «исчезновением» это можно назвать с большой натяжкой.

Еще более таинственным для меня является решение локализовать фильм для украинского проката как «Проклятий маяк», хотя согласно сюжету на проклятие намеков мало.

Маяк абсурда

Сюжет простой, как дверь. Смотрители столкнулись с квази-пиратами и начали бороться за сундук с золотом.

Сценарий можно было крутить, как угодно. Более того, домыслов «из народа» о том, куда делись смотрители, было предостаточно: вмешались потусторонние силы, нагрянули иностранные шпионы или атаковали невиданные морские существа. Версия расследования – сотрудников маяка смыло волной, когда те, готовясь к шторму, пытались лучше закрепить оборудование на нижней части острова. Так или иначе, у сценаристов был чистый лист. С этого мог выйти карпентеровский хоррор, эммериховская катастрофа или даже финчеровский детектив. Но нет. Завязка сулит нам заурядный триллер.

Треть экранного времени зрителя знакомят с серыми буднями смотрителей маяка. Затем происходит несколько острых моментов. Но «The Vanishing» настолько скуп на события, что большинство из них можно увидеть, посмотрев трейлер (внизу материала).

Где-то с середины все намеки на триллер вдруг исчезают, начинается психологическая драма. Как по мне, это решение окончательно погубило картину. Очевидно, режиссер Кристоффер Нюхольм думал вытянуть фильм на актерской игре Джеральда Батлера  («Призрак Оперы», «300 спартанцев», «Законопослушный гражданин»), Питера Маллана («На игле», «Боевой конь», «Мир Дикого запада») и Коннора Суинделлса («Всё о сексе», «Куртизанки», «Половое воспитание»). Однако лицедейство уходит на второй план, когда настолько хромает мотивация персонажей, диалоги и общая логика. Нюхольму не удалось визуализировать психологическое состояние, оправдывающее поступки героев. Порой зал взрывался со смеху на моментах, которые по идеи должны если не пугать, то прилично накалять атмосферу. Предсказуемый финал стал апофеозом этого праздника абсурда.

Отмечу, что для 67-летнего режиссера это дебют в большом кино. Ранее Нюхольм снимал сериалы («Убийство», «Табу» и др.). То есть произведения, где сюжетную арку можно растягивать на весь сезон. В полном метре неспешное повествование уместно как прием, но в данном случае рутинный образ жизни смотрителей маяка можно было обыграть визуальными образами, значительно сократив экранное время.

Я  люблю камерные фильмы, ведь в небольшой мизансцене сложнее построить драму, но оттого она еще увлекательнее. В ленте «Исчезновение» у создателей был крохотный остров и море домыслов о случившемся, чего вполне достаточно, чтобы увлечь зрителя сюжетными поворотами или глубокими инсайтами. А подготовленная британская аудитория поколениями ждала пускай не ответ, но хотя бы красивую версию. Авторы взяли самую банальную из них и попытались уложить на прокрустово ложе жанра и хронометража. Но и тут не усмотрели – легенда сбежала в обоих смыслах. В попытке догнать, создатели вступили в такую лужу, выбраться из которой ни один маяк не поможет.