Ангел | Рецензия

 Буэнос-Айрес, 1971 год. Карлитос – хорошенький подросток с лицом ангела. Он привык всегда получать все, что захочет, не признает законов и имеет настоящий талант к преступности. Его цинизм не имеет границ. Он войдет в историю как один из самых страшных убийц Аргентины. Основано на реальных событиях.

Ангел | El ángel | Янгол

C 10 Января 2019

Страна: Аргентина, Испания, 2018
Хронометраж: 118 мин.
Жанр: трагикомедия
Режиссер: Луис Ортега
В ролях: Лоренцо Ферро, Чино Дарин, Даниэль Фанего
[foogallery id=”14574″]

«Почему бы не насладиться жизнью?»

Ох, мы, зрители, обожаем истории про обоятельных мерзавцев еще со времен «Бонни и Клайда».

«Ангел» — одна из лучших таковых. Агустин Альмодовар назвал фильм «уникальным и сильным». Не зря. Картина была среди претендентов на Оскар, а в Аргентине еще летом побила рекорды по кассовым сборам.

«Ангел» — это криминальная драма аргентинского режиссёра и сценариста Луиса Ортеги. Продюсеры картины — знаменитые братья Альмодовары. Премьера состоялась на Каннском фестивале в рамках программы «Особый взгляд».

Фильм повествует о самом жестоком преступнике Аргентины. Карлос Робледо Пуч был заключен в двадцатилетнем возрасте. За необычайную красоту его прозвали «Ангелом Смерти», «Черным Ангелом». Карлос отбывает самый долгий тюремный срок в истории этой страны — за 11 убийств и более 40 ограблений, которые он успел совершить в течение года.

Главный герой картины — Карлитос (Лоренсо Ферро) — с нахальной улыбкой, как бы играючи, под отличную музыку наподобие «The house of the rising sun» то грабит оружейную и ювелирную лавки, то стреляет во всех, кто ему не нравится. Всеми этими «выходками» он забавляется как любопытный ребенок, которому удалось разобрать до деталек новую игрушку. После одного из преступлений он, уставившись на трупы, думает, что убитые симулируют смерть: «Это же все шутка, верно?». А во время грабежа ювелирки он просит напарника Рамона (Чино Дарин) не спешить, мол, зачем: «Почему бы не насладиться жизнью?». И не до конца понятно то ли он просто не осознает, что делает плохие вещи, то ли прекрасно понимает и ему лишь радостнее от того, что его «пакости» так легко сходят с рук.

Стоит отметить невероятное внешнее сходство прототипа главного героя и Лоренцо Ферро. Он действительно «ангел», под чары которого попадают не только все, кто встречаются на его пути, включая полицейского, но и зритель. Его действия вызывают то улыбку, то смех, то умиление и даже сопереживание и симпатию. В какой-то момент мы забываем вовсе, что перед нами хладнокровный серийный убийца. Ради Пуча, между прочим, изменили закон страны, только чтобы не выпускать его. И в этом прелесть этого фильма, ведь специфика персонажа — двоякая сущность Карлитоса — показана филигранно честно. Карлитос на первый взгляд тихий милый паренек, привязанный к семье и жаждущий внимания красивого одноклассника. Но… Никогда не знаешь, когда он направит пистолет в лицо матери или расстреляет безвинного консьержа.

Плюс фильма — неподдельная «актерская» химия между Лоренцо Ферро и Чино Дарином, благодаря которой их взаимодействие выглядит максимально естественно и органично.

Персонажи отчасти раскрываются на контрасте мотиваций. Если для Рамона преступления – скорее способ выживания и последствия влияния родителей-бандитов, то для Карлитоса – это и есть жизнь. Он чувствует себя комфортно, создавая этот абсурдный калейдоскоп преступлений. Это его, да, очень своеобразный, но способ познания мира.

Любопытно обыграны взаимоотношения родителей и детей и их влияние друг на друга. Парадокс, но преступная семейка вырастила Рамона, который изо всех сил старается вырваться из мира грабежей и убийств, он различает черное и белое, а благополучная, любящая – жестокого Карлитоса.

Интересен стиль нарратива в фильме. Ортега дает возможность взглянуть на проблему — выбора, свободы, преступления — под необычным ракурсом. Нам рассказывают историю неординарного человека без лишнего дидактизма. И не грузят разбором психологии злодея, как принято в подобных фильмах, однако философию Карлитоса передают. Нам не раскрывают причины такого поведения, не анализируют, что их порождает, но ненавязчиво объясняют его мотивацию. Однажды Карлитос произносит: «Люди сумасшедшие? Кто-нибудь рассматривает возможность быть свободным? Идти, куда пожелаешь, как пожелаешь.».

Лучшая сцена «Ангела» — Карлитос, танцующий в пустом доме, который окружает отряд полицейских. Она прекрасна. Это апогей. Она отображает всю сущность этого молодого человека — абсурдную «ненормальность» и стремление к абсолютной свободе, которая им движет.

Неповторимая эстетика киноленты не позволяет оторваться от экрана и поглощает все зрительское внимание. Это безупречно красивая картина. И каждый кадр вызывает эмоцию. Фильм отлично передает атмосферу времен 70х: одежда, машины, интерьеры — все создает необходимое настроение. Иногда даже стиль съёмки напоминает кино 60х-70х. Узнаваем почерк Альмодоваров: эксцентрика, крупные планы фрагментов человеческого тела, цветовая гамма, где основной — красный, внимание к деталям — шаг, сигарета в руке, прикосновения. Есть в фильме и элементы черной комедии, в которой так хорош Педро Альмодовар.

Картина интересная, снята со вкусом и стилем. Сценарий динамичен, игра актеров — на уровне.