Искусство в искусстве

Искусство в искусстве

Мы обращаемся к искусству ежедневно. Читаем Жадана перед сном, слушаем любимый альбом Radiohead по дороге на работу, отваживаемся посмотреть «Экстаз» Гаспара Ноэ, зайти в PinchukArtCentre или поехать на «Осокорки» ради мурала. Успешно внедрившись в быт, поначалу искусство искало новые формы внутри себя, создавая и преобразовывая виды.

Ожившие картины

На заре становления кинематограф не воспринимался серьезным видом искусства. Это было развлечение наподобие балагана для низших слоев населения. Ситуация начала меняться, когда представители Франкфуртской школы поставили целью вписать кино в общность других видов искусств. Каждый из них — театр, литература, музыка и живопись — «отдали» фильмам свои возможности. Кинематограф до сих пор остается синкретическим искусством, состоящим из элементов других видов, но наибольшее влияние на него оказала живопись. Ведь по сути фильм — это движущиеся картины. Недаром режиссер-авангардист Луи Деллюк считал кинематограф «ожившей живописью».

Авторы кино вдохновлялись картинами, использовали цветовые решения, экспериментируя с контрастом и яркостью кадра, заимствовали сюжеты, цитировали знаменитые полотна. Режиссеры всячески возвращаясь к многовековому искусству. Андрей Тарковский воспроизвел «Возвращение блудного сына» Рембрандта в «Солярисе», Луис Бунюэль процитировал «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи в «Виридиане», в фильме «Дни жатвы» Терренса Маллика угадывается «Мир Кристины» Эндрю Уайета. Питер Гринуэй вдохновлялся Вермеером, Стенли Кубрик — полотнами Томаса Гейнсборо, а Гильермо дель Торо — Гойей, точнее созданным им образом, который трансформировался в «Бледного человека» из «Лабиринта Фавна».

Виридиана (1961)
Виридиана (1961)

Кинематографисты не просто использовали достижения художников в работе. Они создавали описательные фильмы, посвященные изобразительному искусству, выбирая конкретное художественное произведение. Вскоре центральное место таких картин заняли сами художники. К примеру, Ален Рене заставил зрителя погрузится в мир признанных мастеров Винсента ван Гога и Поля Гогена, сняв короткометражные биографические ленты. Некоторые фильмы и вовсе отталкивались в визуальных решениях от стиля художников: «Уильям Тернер», «С любовью, Винсент».

https://www.youtube.com/watch?v=ltJ6thf3ddk

Поиск новых возможностей

Развитие кино, как искусства, подтолкнуло живопись искать новые формы проявления. Впоследствии возникла новая волна авангарда, кубизм, благодаря которому в кинематографе воплотилась идея пространства в движении. Художники экспериментировали с композицией, цветами, материалами, заимствуя образы и темы из кино. Таким образом эти два вида искусства продолжают взаимодействовать и влиять друг на друга по сей день.

Нередко и сами художники становились соавторами фильмов. Например, Сальвадор Дали был художником-постановщиком картины «Завороженные» Альфреда Хичкока и работал с Луисом Бунюэлем над «Андалузским псом» и «Золотым веком». В 60-е многие художники обратились к кино. Кристиан Болтанский создал серию короткометражных фильмов, в которых существует один акцент: либо на персонаже и его действии («Человек, который кашляет»), либо на локации («Квартиры на улице Вожирар»). Его примеру последовал Брюс Науман, который посвятил фильм «Art Make up» актеру перед выступлением.

https://www.youtube.com/watch?v=D6LppuVHlus

Другие художники пошли иным путем. Они использовали физический способ выражения: царапали пленку, использовал оптические приемы при построении кадра, работали с цветами негативов. Опыты художников повлекли за собой становление видеоарта и киноперформансов.

Искусство вышло на улицу

Веками единственным видом изобразительного искусства для людей были картины. Постепенно наскальные рисунки трансформировались в высокохудожественные произведения. Последние перевоплотись в движущиеся картины — кино. Однако изначальная форма (изобразительное искусство) не исчезла. Ренуар как висел в рамке, так и висит, а наскальные рисунки поменяли локацию — теперь они красуются на стенах и заборах. Лишь малая часть того, что выходить из-под кисти или баллона можно назвать произведением. Да и то, не всегда его распознают сразу же — порой проходят десятилетия и больше.

Стрит-арт из увлечения перерос в отдельный вид изобразительного искусства. Его начали воспринимать серьезно, обсуждать концепции и смыслы, копаться в значении и значимости.

В 80-х вышли фильмы «Style Wars» про первых граффити художников нью-йоркской подземки и художественный «Wild Style». В 2007 году появился фильм «Бомби это» о способности граффити объединять разные слои населения, в 2011-м московская стрит-арт команда создала экспериментальный документальный фильм «Девиантное поведение». Тогда же вышел «Стрит-арт: Дружинники против художников» о борьбе с уличным искусством. «Европа Европа» о французском дуэте художников THTF, «Берлин говорит стенами», «Подчиняйся гиганту» о Шепарде Фейри, «Улицы разговаривают» — устану перечислять картины, посвященные стрит-арту.

https://www.youtube.com/watch?v=pbKX8rlt6pM

Один из современных художников, «породнившийся» с кино, — Бэнкси, британский андеграундный стрит-арт артист. Граффитчик из Бристоля начал работать в 90-х в родном городе, но вскоре его рисунки заполонили полмира. Это самый таинственный и самый скандальный стрит-арт художник. Его имя достоверно неизвестно, а личность обрастает все новыми слухами: кто-то считает, что за Бэнкси стоит женщина, а может и группа людей, кто-то свято верит в то, что это 3D из Massive Attack. Как бы там ни было, работы мастера граффити вызывают не меньший интерес, чем его настоящее имя.

Работа Бэнкси в Иерусалиме

В своих работах Бэнкси обращается к социально значимым проблемам, рисуя часто ироничные картины с политическим подтекстом. Как граффити на стене, разделяющей Палестину и Израиль. Еще большее внимание к этому рисунку и самой разделительной полосе привлекла кража граффити. Местный таксист решил, что на куске бетона, к которому прикоснулась рука знаменитого художника, можно неплохо заработать, и вырезал его. Сам же Бэнкси выступает против коммерциализации своего искусства в частности и стрит-арта в целом, потому не выставляет работы в галереях. Но его выставки организовывают по всему миру, а картины продают на аукционах. С 2007 года таким образом было продано не менее 15 работ артиста. Точное число установить сложно, поскольку многие из картин продавались тайно.

«Не могу поверить, что эти придурки купили это дерьмо», — заявил Бэнкси в 2007 году после аукциона. После этого искусствоведы стали придирчивее проверять права собственности на граффити перед их продажей. Но это не мешает художнику портить свои работы, как на недавнем Sothebyʼs.

https://www.youtube.com/watch?v=vxkwRNIZgdY

Выставленная на аукционе картина Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» была продана за 1,04 млн фунтов стерлингов ($1,37 млн) и наполовину уничтожилась. Устроенный художником перформанс лишний раз доказывает, что уличное искусство не способно существовать вне родной среды и оно недолговечно.

Интегрированный в кино стрит-арт

Об этом он говорил еще в фильме «Выход через сувенирную лавку». Структурировав материал, отснятый Тьерри Геттой (Мистер Мозгоправ), Бэнкси создал фильм об уличном изобразительном искусстве. Здесь хорошо видно, как на смену одним рисункам, приходят другие, одно граффити перекрывает предыдущее. Да и художником может назваться каждый, кто способен удержать в руке баллон с краской.

https://www.youtube.com/watch?v=JcGpNnPqCjg

Может у Мистера Мозгоправа и не вышло стать полноправным артистом, весомым художником, но у Бэнкси к этому талант. Он не просто эпатирует публику, шокируя ее перформансами в необычных местах, но обращает внимание на важные аспекты и события, происходящие в мире.

Одной из таких работ посвящен дебют Марко Просерпио «Кто украл Banksy». Фильм построен вокруг картины провокационного художника на стене между Палестиной и Израилем. Рисунок, о котором идет речь, призван привлечь внимание мировой общественности к конфликту между двумя странами. То же делает и сам фильм, взаимодействуя таким образом с изобразительным искусством.

https://www.youtube.com/watch?v=ZQbdkDbDkhA

Рассматривая фильм глубже, чем историю кражи одной картины и размышления о недолговечности и нелегальности уличного искусства, просматривается та самая связующая нить между живописью, вернее ее трансформацией, и кинематографом. Без заимствований и цитирований эти два вида искусства работают в тандеме на решение одной проблемы.