Кто украл Banksy
| Рецензия
Страна Италия, 2018
Хронометраж 93 минуты
Язык английский
Жанр документальный
Возрастное ограничение 16+
Режиссёр Марко Просерпио
Анотація
Остросюжетное расследование – не кражи, но хитрых отношений политики, бизнеса и искусства
Эта история начинается в 2007-м году: тогда лондонская организация «Картины на стенах» привезла в палестинский город Вифлеем 14 уличных художников с Запада. Среди них был и британец Бэнкси, международный человек-загадка, звездный стрит-артист, сохраняющий инкогнито даже в наш век тотальной цифровой обнаженности. Для Бэнкси стена, разрезающая древний город, – не просто «холст»; возможность расписать её – шанс напомнить миру о плачевном положении палестинцев. Логика социальной борьбы привела художника в Вифлеем: «Если СМИ нас всё равно преследуют, давайте приведем их туда, где они должны быть». На святую землю, превращенную в современное гетто.
Участник программы Международного кинофестиваля Трайбека
[foogallery id=”9580″]
Твит рецензия: искусство, стены, конфликты, философские разговоры из-за рисунков на стенах
Banksy в эпоху постмодернизма и постиронии – редкий художник, который упоминается в новостных сводках. При этом он торгует эпатажем, провокацией, но не собой или своим временем. Художник в капюшоне опять и снова поднимает дискуссию о искусстве. Снова и опять задает вопрос: должно ли искусство быть социально значимым?
Режиссер Марко Просерпио честен в подходе освещения событий, связанных с израильско-палестинской стеной. Автор ищет возможные точки зрения. В объективе камеры – галеристы, художники, чистоплюи и обыватели. Достоверность речей, их оценка остается на зрителе.
Просерпио легко обвинить в манипуляции мнением и расстановке акцентов. Доля правды в этом, конечно, есть. Интересно другое – автор вроде как находит ответы на поставленные Banksy перед общественностью вопросы. Но… Неоднозначность работ художника, видимо, наложила отпечаток на манеру повествования. Некоторые сюжеты и линии постоянно переворачивают вроде бы найденную истину. Как работы художника, которого не знают в лицо.
Галеристам и исскутвоведам доверять, не доверяешь: в первую очередь они – дельцы. При просмотре фильма чувство, что тобой манипулируют, исчезает, как только в кадре видишь не интеллектуалов, а водителей такси, торговцев сувенирной продукции.
Banksy в работах сталкивает “высокий” и обыденные миры. Конфликты остаются только в уме зрителя или “арт-ценителя”. Фильм “Кто украл Banksy” выводит этот конфликт на иной уровень. Банальность, но в кадре звучит не только высокий слог. Простым откровениям с понятными ценностями доверяешь больше.
Banksy когда-то сделал фильм “Выход через сувенирную лавку”. В этой картине художник показал, как искусство впитывает шарлатанство и становится еще одним витком эволюции современного арта. Просерпио идет по тем же тропам, но постоянно смещает фокус. Интервьюируемый таксист Зверь регулярно опрокидывает зрителя в обыденность.
«Кто украл Banksy» — не американские горки. Фильм скорее напоминает тоннель-любви, который иногда становится туннелем-ужасов, а потом туннелем-обыденности. Проехаться по все этим путям познавательно. Возможно, ответы фильм не даст, но для внутренней и внешней дискуссии подарит много информации.
Украина только сейчас открывается новому, уличному и другому искусству. Фильм на повестке дня.
У меня же остались вопросы: Гибнет ли искусство? Акционизм вечен?

Издатель cineast.com.ua.
Член спілка кінокритиків України
Організатор: Бардак. Фестиваль короткометражного незалежного українського кіно