Человек, который убил Дон Кихота | Рецензия #ОМКФ #OIFF #GP

Человек, который убил Дон Кихота | Рецензия

#ОМКФ #OIFF #GP

Дата старту: 13.09.2018

Оригінальна назва: Человек, который убил Дон Кихота
В українському прокаті: Чоловік, який вбив Дон Кіхота

Країна: Іспанія, Бельгія, Франція, Португалія, Великобританія, 2018
Тривалість: 2 год. 12 хв.
Жанр: драма, пригоди, фентезі

Режисер: Террі Гілліам
Актори:

Адам Драйвер
Джонатан Прайс
Стеллан Скарсгард
Ольга Куриленко
Жуана Рібейру
Оскар Хаенада
Джейсон Уоткинс
Серхі Лопес

Анотація

Режисер Тобіас Граммет, страждаючи в Іспанії над черговим рекламним шедевром, у пошуках натхнення вирушає в село, де 10 років тому знімав свій дипломний фільм – про Дон Кіхота. І знаходить там виконавця головної ролі – божевільного старого шевця, котрий повірив, що він… і є справжній Лицар сумного образу! Старий прийняв Тобі за свого вірного зброєносця Санчо Пансу і силоміць потягнув у небезпечну подорож, де реальність трансформується в фантазію, а правди не відрізнити від вимислу…

[foogallery id=”9396″]

Донкихотство Терри Гиллиама

Мучительный долгострой поменял сценарий, актеров, продюсеров, но не привычки режиссера превращать все в сюр.

Говорить о «Человеке, который убил Дон Кихота» без упоминания об истории создания, невозможно. Проект длинною в 20 лет съемок с измененным сценарием, кастом и проблемами с продюсером отображен в сюжете фильма. Терри Гиллиам в условном костюме Дон Кихота не готов признать, что мир изменился, Санчо Панса уже не тот, а приемы десятилетней давности не работают.

За два часа главный герой, рекламный режиссер Тоби (Адам Драйвер), успевает из лодыря на съемочной площадке превратится в преступника, а после – в сумасшедшего. Компанию ему составляет давний приятель – сапожник (Джонатан Прайс), убежденный, что он истинным рыцарь Ламанчский. Дуэт то и дело попадает в комичные монтипайтоновские ситуации, из-за чего фильм в некоторых местах раскалывается на отдельные эпизоды. Но связывает их любимый прием Гиллиама – абсурд и сюрреализм.

Приобщив героев к искусству непосредственно, режиссер помещает их в мир иллюзий. Тот самый, который мы рисуем в «воображариуме», увлекшись книгой/фильмом. Только у Гиллиама этот мир не столь радушен, как рассчитываешь. Раз за разом Дон Кихот и Санчо Панса оказываются в опасности, на гране жизни и смерти, пока не очутятся в центре абсурда — на балу у российского олигарха. Тут на первый план выходит едкая сатира на клише. Жаль смотрится она не к месту. Еще лет десять назад, такой ход подействовал, но время его прошло.

Гиллиам хотел сохранить остатки первоначальной задумки, добавляя с течением лет  новые детали. Но скрыть стыки у него не вышло. Получилось, что «Человек, который убил Дон Кихота» стал пародией на  себя. Хотя и первоисточник Сервантеса – пародийный роман, в котором высмеиваются пафосные рыцарские приключения. Но Гиллиам слишком долго упирался в идею снять величайшее в карьере кино. Сам того не ожидая, режиссер стал рыцарем Ламанчским, который упрямо покорял мельницу-великана.

Отрицая реальность, Терри Гиллиам предпочитает воображаемые миры. В результате, он создает их не только на экране, но и в своей жизни.