Донбасс | Рецензия

Донбасc | Рецензия

#OIFF #ОМКФ #ОСКАР

Дата старту: 18.10.2018

Оригінальна назва: Донбасс
В українському прокаті: Донбас

Країна: Україна, Німеччина, Франція, Нідерланди, Румунія, 2018
Тривалість: 1 год. 50 хв.
Жанр: драма

Режисер: Сергій Лозниця («Щастя моє», «Майдан»)
Актори:

Валеріу Андрюце

Георгій Делієв

Наталія Бузько

Вадим Дубовський

Анотація

Сценарій фільму заснований на документальних матеріалах та розповідає про події, що відбувалися на сході України. У центрі уваги – люди, вимушені пристосовуватися до життя в умовах, коли розпадаються інститути влади, сімейні та професійні зв’язки, коли речі перестають називатися своїми іменами. Де грань між фактом та вимислом? Чи можливо зберегти здоровий глузд і людську гідність у таких умовах?

[foogallery id=”9173″]

Цирк в аду

Сергей Лозница создал гротескную репортажную трагедию из 13 новелл, которые хочется развидеть

«Донбасс» показали в секции «Особый взгляд» в Каннах, где он вызвал неоднозначную реакцию. После фильм привезли на Одесский кинофестиваль. Зрители выстраивались в длинные очереди, желая увидеть новое творение одного из самых выдающихся современных украинских режиссеров.

О «Донбассе» не прекращают говорить, поскольку этот фильм стал претендентом на «Оскар» от Украины. И мы согласны с выбором комитета.

Согласны, потому что картина репрезентует то, что происходит в стране. То мракобесие, царящее на востоке, то, о чем много говорят у нас, и почти не упоминают за рубежом. Знатный документалист Лозница и здесь использует прием репортажности, дабы максимально правдиво показать сегодняшние реалии. Режиссер выбрал несколько известных в сети эпизодов, которые происходили на востоке, и воссоздал их в игровой форме. В результате, “Донбасс” – это 13 сатирических новелл, передающих трагизм деградации и дегуманизации общества в целом, не только локально.

Режиссер не становится на какую-либо из сторон, не выражает открытой поддержки боевикам или украинцам. Вместо этого он протестует против войны, бессмысленной и беспощадной в том виде, в каком она происходит здесь и сейчас. Фейковые новости, бесчинство властей, анархизм на улицах, безнаказанность за насилие — все это стало обыденностью на территории «ЛДНР». Герои обливают друг друга говном на словах и не только, крадут, избивают толпой беззащитного за проявление позиции, а затем подрываются на бомбе, уступая место следующему эпизоду с такими же морально разложенными особями. Однако, важны здесь не персонажи.

«Не в героях дело, дело в ситуациях, событиях, обстоятельствах», 

— сказал в одном из интервью режиссер.

«Донбасс» — это иллюстрация того, как ситуация может повлиять на общество, превратить его в варварское племя. Ведь линия фронта проходит не в обозначенных территориально местах, а в головах людей, участвующих в этом цирке. Цирке, потому что события на востоке нередко вызывают нервный смех. Идиотизм соседствует с трагедией. Местечковые шуты с клоунскими носами требуют власти, жители не отличают правду от лжи, СМИ продуцируют фейк за фейком, выдумывая очередного мальчика в трусиках.

Новеллы кажутся сюрреалистическими, если не знать, что в большинстве это не вымысел. Сюжетно они мало связаны. Сцены объединяет пространство, в котором они происходят, и ощущение шоу. Не один раз я смеялась, наблюдая за безумной свадьбой или за беседой в съемочном трейлере. Но по большей части фильм смотреть не комфортно. «Донбасс» в гротескной форме тычет в глаза то, что хотелось бы развидеть навсегда.

Сергей Лозница снял антивоенную картину, показав, как устроенная бойня калечит народ, превращает человека в чудовище, а территорию — в огромный шатер, под куполом которого наравне со взрывами раздается цирковое улюлюканье. «Донбасс» заставит вас испытать гнев, отчаяние и ненависть, не к людям, к происходящему.