Хрусталь | Рецензия

 

Скандальное гран-при на ОМКФ

На ОМКФ впервые показали белорусский фильм в международной программе. И сразу гран-при.

Именно так должен был начинаться текст о дебютном полном метре Дарьи Жук «Хрусталь», пока в сети не начали раздувать скандал. Повод — рэпер Хаски, появляющийся в фильме на несколько секунд. Тот самый рэпер, который героизировал боевика Моторолу и всячески топил за «ДНР». Режиссер говорит, не знала о прегрешениях музыканта. Да и вряд ли она разбиралась. Но больше всех досталось организаторам фестиваля. Дескать, как так? Фильм с другом террористов показывают в Украине, да еще и награды раздают! Крайнего нужно найти всегда, и не важно, что гран-при присуждается зрителями, а не жюри.

То, что именно «Хрусталь» получит приз зрительских симпатий не вызывало сомнения, как в свое время аналогичная ситуация с «Горит, горит, горит» и «Королем бельгийцев». О нем говорили в очередях на гала-премьеры, его рекомендовали, писали в аккаунтах и фестивальных дневниках.

Зрителей покорила история девушки из Беларуси. Она живет в 90-е в Беларуси, носит синий парик и отчаянно мечтает уехать в Чикаго, где родилась house music. Ради получения визы Веля указала чужой номер, из-за чего вынуждена поехать в забытый богом городок Хрусталь и ждать звонка. Тот самый Хрусталь, где нет ничего, кроме рыбалки и хрустальных лебедей.

Дарья Жук понимает, о чем снимает. Режиссер много лет живет в США, куда уехала из Беларуси. Не так смело, как Веля, но так же далеко. Автор наделяет главного персонажа духом свободы, который проявляется не только в желании уехать из тесной страны.

Веля носит яркую одежду, стойко выносит косые взгляды в транспорте из-за парика, слушает хаус. Ей претит обычная работа, потому Веля диджеит по ночам, несмотря на возмущения матери. «Хрусталь» акцентирует на внутренней свободе, которая требует внешних проявлений, свободе, нуждающейся в масштабе. Постсоветская Беларусь не способна была это дать. Ладно еще Минск, а вот Хрусталь…

В маленьком городе, где баба Зина и тетя Люба регулярно перетирают косточки соседям и знают, во сколько и в каком состоянии вернулся дед Коля с рыбалки, сложно выделяться. Точнее, ты даже не задумываешься об этом. Есть установка — учеба, армия, семья. Как бы и все. Ну, иногда выпить по рюмочке на рыбалке, пока рыбу с мужиками незаконно глушите.

Ситуации, с которыми сталкивается Веля, когда вынужденно поселяется в Хрустале, периодически вызывают хохот в зале. Ломящиеся от еды столы, вечное оливье, одалживание стульев у соседей, расплата за работу продукцией (читай хрусталем) вместо денег. Многим знаком такой быт, большинство так и жили. Но Дарья Жук не раскрывает все карты сразу. К финалу станет ясно, что на экране — никакая не комедия, а самая что ни на есть социальная драма. «Хрусталь» демонстрирует то, чего на самом деле были лишены люди — уважения к желаниям, личному пространству и к выбору.

Фильм Дарьи Жук — яркая история о непреодолимом желании человека быть собой, стать тем, кем жаждешь. Носить красное пальто, слушать хаус в наушниках, или работать на заводе — главное иметь возможность выбирать.