Мэри Шелли и монстр Франкенштейна | Рецензия

Мэри Шелли и монстр Франкенштейна | Рецензия

Дата старту: 31.05.2018

Оригінальна назва: Mary Shelley
В українському прокаті: Мері Шеллі та монстр Франкенштейна

Країна: США, Великобританія, Люксембург, 2017
Тривалість: 2 год.
Жанр: драма, біографія

Режисер: Хаіфа Аль-Мансур
Актори:

Ель Фаннінг, Мейсі Вільямс, Дуглас Бут, Стівен Диллэйн, Бел Паулі, Бен Харді, Тому Старрідж, Х’ю О’Конор, Джоанн Фроггатт

Анотація

Фільм роповідає про кохання між юною Мері Годвін і поетом Персі Шеллі, результатом якого стало написання Мері Шеллі роману про Франкенштейна.

[foogallery id=”6845″]

Феминизм в массы

Хаифа аль-Мансур известная кинорежиссёр у себя в стране и не раз участвовала в фестивалях заграницей. Темами её работ являются гендерное неравенство и ущемление прав женщин, которые кинематографистка раскрыла и в первом высокобюджетном фильме. Во времена жизни Мэри Шелли и лорда Байрона женщина толком не имела базовых прав. Тот социальный статус можно было смело сравнивать с домашним рабством.

Обратной стороной выбора идеи фильма служит тот груз, который упал на плечи Хаифе аль-Мансур. Хоть режиссёр и разделяет взгляды на жизнь с главной героиней, но есть несколько моментов. Во-первых, показать становление писательницы, не скатываясь в пропаганду феминизма, не так просто, учитывая прошлые работы. Во-вторых, этот фильм стал уже 14-ой экранизацией околофранкенштейновской темы. Нужно удивлять и выделяться, иначе дебют окажется первым и последним шансом.

Сюжет биографической драмы повествует про молодую девушку Мэри Годвин (Эль Фаннинг) и её жизнь до момента публикации романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». 16-тилетняя Мэри скучает по умершей матери и в каждую свободную минуту старается сбежать из дома к её могиле. Чтение на кладбище ещё скажется на дальнейших писательских наклонностях маленькой Мэри.

Затем героиня отправляется путешествовать в Шотландию, там знакомится с Перси Шелли (Дуглас Бут). Поэтические способности, в совокупности с красотой и шармом, покоряют представительницу рода Годвин. То, что Перси уже женат, спускается на тормозах. Не расставаться же из-за такого упущения? Далее следует размолвка с главой семейства и скандальный побег с сестрой Изабель (Мэйси Уильямс) из родительского дома. Казалось бы, началась самостоятельная жизнь, без оглядки на упрёки со стороны мачехи и строгий контроль отца. В теории – да, но фривольный муж возмещает все домашние мучения сполна.

Вот здесь и всплывают философские проблемы, которыми фильм нашпиговали по максимуму. Скопление обсуждаемых тем выглядят несуразно, нарушая целостность повествования. Идея размывается, авторский посыл теряется в уйме тезисов и умозаключений по поводу и без.

Перси – собирательный образ ловеласа, который не представляет жизнь без постоянной смены женщин, провозглашения себя творческой личностью и привлечения внимания общественности. Но эпоха позволила прикрыть его низменные влечения новым термином – радикальность. Теперь измена, слепой атеизм, циничность и неуважение ко всему считалось чем-то бунтарским и новым. Глупость такой позиции прекрасно акцентировалась моментом, когда отец Мэри намекнул ей, что гуманист не бросит жену с ребёнком на руках. Но любовь слепа, а молодой девушки – и подавно.

Любовь подбивает веру ещё и в сестринские крепкие отношения. Эзабель, утратившая здравый смысл от мимолётного внимания к своей персоне, наломала дров. То «либеральные» отношения с Перси, аппетит которого угомонит только смерть, то сам лорд Байрон (Том Старридж) решил попользоваться девицей. Вот так и заканчивается взаимопомощь, где главенствующую роль занимает личная выгода и удовольствие.

Бурные события из жизни Мэри прекрасно сняты и облачены в потрясающие декорации. Фильм приятно смотреть, и это один из немногих плюсов кинокартины. Убранства передают историческую атмосферу эпохи, манеры персонажей будто сошли с книг XIX века, интерьер максимально погружает зрителя во времена замков и поместий. К актёрской игре нет никаких претензий, ибо мысли, что именно так вели себя обсуждаемые личности, не улетучивались вплоть до титров.

Визуальная составляющая спасает фильм на фоне эмоциональной скудности и нелогичности повествования. Становление главной героини как писательницы выглядит настолько скомканным, что кульминационные сцены умещаются в несколько минут. Детское увлечение литературой и писательством возвращаются только в середине фильма, во время проживания в поместье лорда Байрона. А потом включается желание доказать мужу состоятельность как автора, и вуаля, книга готова.

Произведение Мэри – выношенная злоба и отвращение к мужу, который после первого прочтения это сразу прочувствовал. Неудачная попытка заменить чудовище ангелом только закрепила уверенность писательницы в правоте написанного. И можно было бы посочувствовать ей, проникнуться неудачно сложившейся судьбой и пожалеть, но не получается. Наказание судьбой за подростковую глупость выглядело логичным и само собой разумеющимся. Если слово любящего отца и объективные факты не заставили девушку предметней обдумать решение, то жизнь, принуждая к переосмыслению, справилась как никто другой.

Как бы жизнь не потрепала главную героиню, но справедливость и талант восторжествовали. Длинная череда отказов от редакторов, закулисные игры мужа, вешающего лапшу на уши, и слепая вера в человеческую добропорядочность, привели Мэри к успеху. Жаль, что не Хаифу аль-Мансур, ибо одними красивыми декорациями не спасти раскрытие персонажа. А ведь стоило только продолжить развивать героиню в том же ключе, что и в начале фильма, а не акцентировать внимание на её душевной доброте и тонкой натуре молодой девушки. Если фильм снимался для девочек-подростков, то, попадание на 10 из 10. Всем остальным искренне желаю не заснуть за 2 часа душещипательной истории.