Хуго | Рецензия

Хуго | Рецензия

Оригінальна назва: Hugo
В українському прокаті: Гуґо

Країна: Польща, 2017
Тривалість: 1 год. 20 хв.
Жанр: документальний

Режисер:

Войчєх Клімала

Анотація

Здзіслав Місяк, відомий під іменем Дзідек, – король парків атракціонів на пенсії. Після смерті його доньки з ним в одному зі старих бараків починає жити його 7-річний онук Гуґо. Посеред чарівного парку атракціонів хлопчик і його дід прив’язуються один до одного. Це допомагає їм обом зцілити рани від трагічної втрати. Але це не може тривати довго. Скоро вони потрапляють у поле уваги Системи, і мир у Дзідекляндії порушується. «Гуґо» – це фільм про любов і сміливість жити своїм життям за власними правилами і підривати традиційні моделі виховання, із яких більшість із нас досі не вирвалися.

[foogallery id=”5508″]

Добро пожаловать в Дзидекленд

Дети и собаки вызывают наибольшее умиление у зрителя. А тут есть еще и пони. Но фильм интересен не только этим.

Маленький Хуго в дошкольном возрасте потерял маму. Ни бабушка, ни тетя опекаться мальчиком не захотели. Поэтому его взял на воспитание дедушка Дзидек. Несмотря на название, фильм именно о нем.

Дзидек когда-то имел уличный парк развлечений, с которым ездил по Польше. Сегодня все, что осталось от Дзидекленда – это пони, несколько аттракционов и вагончиков, в одном из которых и живет герой фильма. Вся эта обнесенная ветхим забором территория находится в пределах города – рядом с заправкой и жилыми домами через дорогу. Здесь же дедушка обустроил жилище и для Хуго.

Батут, собака, пони – что еще нужно мальчику в таком возрасте? Другого мнения социальная служба. Из-за неудовлетворительных условий Дзидека могут лишить права опеки над внуком. Забрать мальчика хочет и его отец, китаец по происхождению, отбывающий срок в Испании за торговлю африканскими девушками. Но Дзидек к этому времени понимает, что Хуго стал смыслом его жизни, и после потери дочери он не хочет лишаться еще и внука.

В начале фильма активно развивается конфликт веры. Хуго некрещенный, а Дзидек всячески хочет привести его к католичеству, в котором крещение стало бы первым этапом. Сам же мальчик абсолютно индифферентно относится к этой идее, он не понимает что это и зачем нужно. Тема достигает кульминации еще в середине фильма, где друг главного героя, потерявший жену, разуверился в Боге. Склонить к этой мысли он пытается и Дзидека, потерявшего дочь, но не веру.

Хоть больше эта тема не затрагивается, режиссер «Хуго» Войчех Климпала рассказал мне, что в реальной жизни дедушке удалось уговорить внука пройти через обряд крещения. Как я и подумал, это было сознательным режиссерским решением – оборвать эту нить в середине картины, так как тема борьбы за внука, будучи более важной для драматургии, вытеснила конфликт веры.

«Хуго» – один из первых фильмов, которые я посмотрел в рамках DocuDaysUA 2018. Рад, что сразу попал на качественное мастерски выстроенное кино. Детали раскрываются нелинейно. Они нанизываются одна за одной по нарастающему принципу, все шире раскрывая мир и мировоззрение Дзидека. Повествование приправляется флэшбэками во времена, когда Дзидек воспитывал дочь и когда провожал в последний путь. Таким образом, режиссер постепенно утоляет любопытство зрителя, заставляя его то умиляться, то сопереживать, то грустить.

Этой картиной польcкая школа документалистики вновь доказывает свою состоятельность. Фильм подкупает простотой и искренностью героев, что вряд ли кого оставит равнодушным.