Секретное досье | Рецензия

Дата старту: 22.02.2018

Оригінальна назва: THE POST
В українському прокаті: СЕКРЕТНЕ ДОСЬЄ

Країна: США
Студії: Universal
Тривалість: 117 хвилин
Жанр: байопік

Режисер: СТІВЕН СПІЛБЕРҐ

(сага «Індіана Джонс», «Врятувати рядового Раяна», «Впіймай мене, якщо зможеш», «Міст шпигунів»)

Актори: ТОМ ХЕНКС («Код да Вiнчi», «Інферно», «Сфера»), МЕРІЛ СТРІП («Залiзна ледi», «Диявол носить Прада», «Мій найкращий коханець», «Мамма мiя!»).

Анотація

Фільм Стівена Спілберґа на основі реальних подій з Меріл Стріп і Томом Хенксом у головних ролях. До редакції газети Washington Post потрапляють секретні документи Міністерства оборони США. Газетярі розуміють – уряд приховував від народу достовірну інформацію про війну у В’єтнамі. Та опублікувавши матеріали, вони поставлять на карту власну кар’єру і безпеку. Чи зважаться журналісти відкрити доступ до правди?

Кадри

[foogallery id=»4213″]

Стивен Спилберг впопыхах разыгрывает козырную карту с реальными фактами

Режиссер, чье имя в титрах фильма вызывает легкий трепет, напоминая о «Списке Шиндлера» или «Инопланетянине», отошел от надоевших блокбастеров и снял подлинную историю – «Секретное досье».

Дело было 1971-м, когда The New York Times и The Washington Post опубликовали серию разгромных статей о Вьетнамской войне. Согласно документам, которые попали в руки журналистов, правительство США обманывало граждан, ведя заведомо обреченную политику, из-за которой продолжали гибнуть американцы.

Основное действие фильма разворачивается в редакциях газет, на совещаниях и дома у издателя The Washington Post Кэй Грэм (Мерил Стрип). В кадре постоянно находятся люди: они перебирают бумажки, о чем-то говорят, спорят, курят. Порой от такой «динамики» начинают слипаться глаза. Но стоит лишь подумать: «а не прикемарить ли сейчас?», как Спилберг увлекает журналистским расследованием или показывает работу издательских печатных станков.

Режиссеру нравится наблюдать за тонкостями профессии. Ведь он, как и журналисты, из сухого фактажа, создал по-своему увлекательный фильм. Конечно, картина не всем придется по душе. Ее обвинят в отсутствии экранного действия, он покажется скучным, от обилия имен закружится голова.

Знать, кто и в чем виновен по Вьетнаму, не обязательно. Герои проговаривают «заслуги» правительства мимоходом, не углубляясь в детали, которые легко доступны в Википедии и учебниках истории. Режиссеру важнее показать то, что стояло за решением о публикации материалов. Для этого Спилберг поставил у руля титанов американского кино: Мерил Стрип и Тома Хэнкса.

Главные актеры, словно голоса правосудия, под конец ударяются в нравоучительную патетику. Автору важно обратить к добродетели, поднять моральный дух и показать американцев (народ, не политиков) с привлекательной стороны. Главред The Washington Post Бен Брэдли (Том Хэнкс) ни секунды не сомневается, что делать с секретными «документами Пентагона». Осталось дождаться отмашки издателя, а вот Кэй Грэм определиться сложнее.

Здесь режиссер поднимает актуальную тему последних лет – гендерного неравенства. Кэй Грэм не воспринимают всерьез на совещании с инвесторами, да и вообще газета ей досталась в нагрузку. Грэм не планировала работать в принципе: отец отдал The Post ее мужу. Кэй пришлось приобщиться к семейному делу после кончины супруга. Но приобщиться номинально. Большую часть времени Кэй устраивает приемы с участием того самого Макнамары – антигероя статьи в The New York Times. Именно на ней лежит груз ответственности: публиковать документы или нет, следовать журналистским стандартам или потерять друга. У Грэм не простая задача выбрать, что важнее – личное благополучие или долг перед нацией.

Пока владелец The Post пытается разобраться в себе и решиться на более чем ответственный шаг, суд затыкает рот The New York Times, Никсон в бешенстве. Люди узнали, что жертвы принесены не во имя победы, а во имя страха правительства пасть лицом в болото под своими же ногами. Спилберг показывает в окне разъяренного президента США, который спиной к зрителю рычит в телефонную трубку. В силуэте угадывается не так бывший глава Штатов, как любитель длинных галстуков.

Не упуская из виду важность тем, поднятых в фильме, Спилберг ни на минуту не забывает, что история разворачивается на рубеже 60-70-х гг. С маниакальной страстью он выстраивает детали и с разных ракурсов демонстрирует их зрителю, мол, смотри, для тебя же старался.

«Секретное досье» хорошее в своем роде, но не лучшее. Излишний пафос в конце, видимые пробелы из-за поспешной съемки и затянутость некоторых диалогов снизили интерес. Да и журналистское расследование было показано «по верхам». Том Маккарти в фильме «В центре внимания» показал профессию изнутри куда лучше.