Субурбикон | Рецензия

 

Криминальная комедия по сценарию братьев Коэн могла бы стать злой сатирой, если бы ее снимал не Джордж Клуни

А братья Коэн, которые написали «Субурбикон» давно, но все руки не доходили его поставить. Тогда Клуни рассматривался на главную роль, а не в режиссерское кресло. Но соло-партия досталась обрюзгшему Мэтту Деймону, а Клуни удобно умостился в кресле, крича: «Камера! Мотор!».

Открывающая сцена сделана в виде рекламы глянцевого городка Субурбикона. Здесь все настолько счастливы, так широко улыбаются, что если их и тошнит изредка, то наверняка радугой. За кадром диктор зазывает потенциальных жителей возвращаться домой, где уже поселились выходцы из Нью-Йорка и Миссисипи. На этом разнообразие заканчивается. Ведь как только в городок приезжает семья афроамериканцев, жители Субурбикона в унисон стирают с лиц приторные белозубые улыбки.

С темнокожими контактирует только соседский ребенок. Недолго мальчишкам доведется играть в бейсбол на заднем дворе. Пока родителей одного клюют местные за цвет кожи, в дом Ники (Ноа Джул) врываются грабители. Парню и так несладко жилось, после того как мать оказалась прикована к инвалидной коляске из-за аварии, а тут такое. Преступники поочередно глушат членов семейства хлороформом. Ники оказался устойчивым к наркотику и его нагребло не столько быстро, как родичей, так что он успел увидеть смерть матери.

 

Ага, вот и главная интрига – кто скрывается за преступлением и каков мотив. Вскоре ответы начинают так навязчиво маячить перед глазами, что хочется отмахнуться от них рукой. Камон, зачем же все так плоско и просто. Но дыры, которые образовал Клуни, с легкостью могли бы залатать Коэн (вспомним «Фарго» с похожей историей). Недаром братья рассматривали режиссера «Субурбикона» как актера, а не постановщика еще в самом начале.

На этом проблемы не заканчиваются ни у Клуни, ни у семьи Ники. Мальчик начинает догадываться, кто стоит за преступлением, а у соседнего дома собирается беснующаяся толпа с вилами и факелами, требуя переселения народов.

Если Коэн плели из нескольких сюжетных линий красивый узор, Джорджу Клуни две истории совершенно не поддаются. В его руках они остаются топорными, существующими абсолютно независимо, будто взятые совершенно из разных фильмов. Детективная составляющая утратила интригу, едва ее приобретя. Зритель плавно покатился в сюжетном вагончике ровно по прямой. Проезжая мимо он мог заметить тонкую сатиру на двойную мораль и расовое неравенство в послевоенной Америке. Хотя нет, не мог – зритель видит обычную пропаганду, в которую та превратилась. А ведь мог получится очень хороший срез нынешней ситуации в США, но нет.

 

Самой сильной стороной фильма оказываются актеры. Мэтт Деймон в считанные секунды способен превратится из примерного семьянина в заляпанного кровью американского психопата, а затем обратно. Под стать ему Джулианна Мур, которой досталось сразу две роли: матери Ника и ее сестры-близнеца. Актрисе с легкостью даются персонажи со спрятанной внутри истеричностью.

В остальном же «Субурбикон» выглядит младшеньким братом «Фарго», который еще не очень уверенно стоит на ногах, но пытается делать широкие шаги. Что ж, это похвально, но конфет сегодня не будет.