Аритмия | Рецензия-диалог Антона Фролова и Лены Макаевой

«Аритмия» Бориса Хлебникова разделила редакцию Cineast на два лагеря. Показанный на ОМКФ 2017 фильм заставил бесконечно спорить, но единогласно решено – он цепляет.

А вот Катя и Олег не цепляют, но цепляются друг за друга. Она – врач приемного покоя, он – врач «скорой». Катя не видит себя в их отношениях и пишет смс «я хочу развестись». Олег еще больше пьет, переезжает жить на кухню, но по утрам едет на очередной вызов, спасать кому-то жизнь.

Хлебников мог бы снять простую драму об обреченности отношений, непонимании в паре. Но снял вдобавок о целой отрасли, обыгрывая метафорическое название «Аритмия». И правда, история сбивчивая, фразы звучат отрывками, героиня не способна внятно объяснить свои чувства, а у Олега – только 20 минут, чтобы оставить пациента в этом мире.

 

 

Антон Фролов: Фильм заманивает зрителя всеми доступными методами. Начиная с актеров, потенциал которых еще не раскрылся. Александр Яценко и Ирина Горбачева выглядят настоящими врачами, а не актёрами, играющими врачей. Заманивание продолжает операторская работа. Алишеру Хамидходжаеву удается найти верный баланс между современным трендом с ручной камерой и классическими методами съемки. Редко современный российский фильм говорит про здесь и сейчас в реальном месте, а не в городе М. Все сдобрено реалистическими диалогами, наверняка написанными Наталией Мещаниновой, которая не боится крепкого слова в рамках российского законодательства.

Но все составляющие не работают вместе. Конфликт героев прост. Персонажи подаются грубыми мазками и никак не вызывают сопереживания. Самое же страшное — в фильме ничего не происходит. В том смысле, что все напоминает день сурка: квартира, работа, алкоголь и опять по кругу. Все происходящее внутри никак не сказывается на основных действующих лицах. Нет обещанной аритмии, скорее все происходит по инерции.

Олена Макаева: Самое страшное как раз в замкнутом круге. Катю бесит, что Олег пьет. У них маленькая квартира. Он идет с матрацем на кухню, она перепрыгивает через него, чтобы покурить на балконе. Параллельно такое же чувство безысходности показано в медицине. «Аритмия» – не драматическое кино, где все умрут, а я останусь. Оно доброе. Об этом говорит финал, пусть и слишком прямолинейный про веру в будущее.

АФ: Весь фильм напоминает переливание из пустого в порожнее. Никто не хочет принимать решений, никто не высказывается о своих чувствах. Поэтому скорее нужно говорить о пустоте, чем о доброте. Круг раздражает. Была бы хотя бы винтовая лестница, чтобы зритель мог понять куда двигаются герои. Финал же ничем не отличается от старта. Зачем смотреть зацикленное видео длиной в 112 минут?

ОМ: Для Хлебникова персонажи важны больше, чем события. Они молчат, кричат, сбиваются, слушают Стрыкало, вспоминая прошлое. Их общение, пусть местами неразборчивое, создает ту самую аритмию. Каким бы ни был Олег, Катя его любит. Как бы не щемила медиков реформа, Олег не жертвует принципами. Вот финальный итог. А теперь сравни его с началом.

АФ: «У персонажа должна быть дуга характера» ©.

Какой финал? Олег и Катя любят друг друга с начала фильма, пусть у них и конфликт. Система приходит и никто ничего с ней не делает. К изменениям в ней главные герои относятся как назойливым животным, с которыми просто надо смириться.

Хлебников, возможно лично мне, не дал крючков для додумывания характера и жизни персонажа. Маленькие намеки есть в начале фильма. Тонко рассказали об отношениях Олега с тестем. В дальнейшем же тонкостей нет, намеки исчезли.

Режиссер показывает обывателей, без идей, стремлений и, как ни странно, без увлечений. Персонажи остаются большой загадкой, не понятна мотивация их поступков. Такими они были в начале фильма, такими остаются и в конце.

Еще у меня много вопросов. Почему Олег не идет дальше врача скорой по карьерной лестнице? Почему Катя в приемном покое, а не кардиолог? Почему Олег пьет, если у него прекрасная жена и любимая работа? Что с родителями Олега?

ОМ: Олег и Катя пытаются решить конфликт. Да, негромко, может кому-то не слышно. Пока дома гложут семейные отношения, работа тоже катится в пропасть с приходом нового начальства. Олег не будет решать проблемы с системой. Ему легче выпить рюмашку. Но он и не прогибается под нее.

Это же фильм про жизнь Олега и Кати. Там могли быть Игорь и Света, Иннокентий и Альбина – не важно. Обычные люди в знакомых условиях. На меня подействовало. Мне не интересно, где родители героя, почему он пьет, а его жена не кардиолог. Мне интересно смотреть на их характеры и видеть себя, а не вечную трагедию, от которой устаешь.

 

 

АФ: Жизнь в кадре банальна и не интересна. Персонажи не вызывают никакой эмпатии или восхищения. Просмотр фильма не помогает понять к чему приводит конфликт, как из него выйти, как избежать. Может просто не хватает опыта? Но мне же удается понять проблемы мужиков из «Механической пьесы..» или «В полетах во сне и наяву». В «Аритмии» я наблюдаю только бег на месте.

АФ Итог: Название «Аритмия» скорее всего относится к восприятию зрителей. Я не смог увидеть какие-то движения и изменения в героях. Зацикленный фильм, в котором, в общем, ничего не произошло. Некоторые защитники фильма монтируют фильм в воспоминаниях. У них наступает амнезия на сцену которая убивает фильм. Не будь этой сцены лента не вызвал бы такого негатива, у меня.

ОМ Итог: Внутреннее напряжение между героями создается в «Аритмии» за счет тихих взглядов, отчаянного и единственного крика Кати и оброненных вскользь фраз. Александр Яценко и Ирина Горбачева создали пару, которой я сопереживала от начала и до конца. Им веришь, им сочувствуешь и видишь себя или знакомых.

Излишняя драма могла исказить картину до карикатуры. Вместо этого на экране обычная жизнь заурядных людей. Так едешь в метро и выдумываешь, кем мог бы быть этот мужчина с барсеткой напротив. Или вон та девушка, которая впопыхах плетет косичку сестре. А Хлебников взял и показал, что у них те же заботы, что и у тебя.