Прочь | Рецензия

Black is a new white

Скандалы на вручении премий, получение «Оскара» «Лунным светом», появление все большего количество картин, где главные роли исполняют темнокожие актеры – тема расизма прочно заняла свое место в культуре, набирая популярность. Однако, так, как Джордан Пил, об этом еще не высказывались.

Остросоциальный фильм ужасов «Прочь» рассказывает о знакомстве темнокожего фотографа Криса (Дэниэл Калуя) с родителями белой девушки Роуз (Эллисон Уильямс), от которой так и веет аристократичностью и сдержанностью. «А они знают, что я черный? У тебя уже были темнокожие парни?», — Крису явно не по себе, ведь родители подружки живут в элитном пригороде. Нейрохирург Дин Армитедж и его супруга гипнотерапевт Мисси с радушием принимают возлюбленного дочери, но зритель сразу же подозревает неладное. У четы в доме есть прислуга, как не сложно догадаться, той же расы, что и Крис, и ведет себя она уж очень странно, будто после лоботомии.

С самого начала зритель, как и главный герой, чувствует тревогу и понимает, что за фасадом выбеленного пригородного особняка, скрывается нечто ужасное. Пил нагнетает атмосферу странным поведением родителей Роуз и их друзей, но тут же ее разряжает комичными выходками друга Криса, который уверен, что парня захватили в секс-рабство.

Напряжения для полноценного хоррора поначалу не хватает, но оно с лихвой компенсируется под конец, когда фильм начинает походить на зомби-апокалипсис. Из-за неровности повествования картина местами провисает, если воспринимать ее в целом, но при скрупулезном рассмотрении проявляются безупречно выстроенные детали. Джордан Пил мастерски обыгрывает расовые стереотипы и клише, присущие белому высшему обществу, попутно высмеивая его в деталях.

Сатирический хоррор – так можно описать дебютную работу Пила. И он не прогадал в выборе жанра для рассмотрения наболевшей проблемы. Режиссер с юмором показал двуликий мир белых глазами черного парня, который ждет опасности за каждой широкой улыбкой, а при виде серебряной ложечки из сервиза испытывает дрожь по телу, и не без причин.

Благодаря избытку комичного «Прочь» не катится в драматическую пропасть о тяжкой судьбе темнокожих, высмеивая ксенофобию в широком ключе, показывая не расовую и классовую ненависть, а скорее зависть. За обилием юмора кроется остроумное высказывание о нетерпимости и неприятии иных людей, будь они с другим цветом кожи или другим уровнем достатка или происхождения. Здесь богатые белые люди покупают все, что хотят, потому что могут, и неважно, чайный сервиз это или человек. Ваши ставки, господа, — и очередной лот продан. Вот на таких моментах и становится страшно, хотя их недостаточно для полноценного фильма ужасов в традиционном понимании.