Перестрелка | Рецензия

 

Хлебом не корми, дай пострелять!

В 2015-м году в антиутопической «Высотке» Бен Уитли показал, какими могут стать люди в замкнутом пространстве. Придерживаясь тех же исходных данных, режиссер поместил несколько разгневанных мужчин и бойкую женщину в заброшенный склад, дал каждому в руки по пушке и разрешил творить вакханалию в «Перестрелке».

Пара ирландских боевиков приезжают в 1978 году в Бостон, чтобы купить партию винтовок у экс-бойца «Черных пантер» и его напарника из ЮАР. Компанию сопровождают два посредника и шайка безголовых «шестерок». С самого начала сделка идет наперекосяк, поскольку оружие привезли не то, которое оговаривалось. Но курок спускают, как в прямом, так и в переносном смысле, два оболтуса,которые успели познакомится накануне. Слово за слово и в воздухе запахло порохом.

 

 

Разбежавшись по укрытиям в заброшенном ангаре, боевики и поставщики обмениваются выпущенными пулями в каждого, кто пытается выйти из-за колонны или проползти под машиной за заветным чемоданчиком с деньгами. Не щадя пестрые костюмы и напомаженные бороды, герои практически весь фильм ползают по локации, изрекая благие ругательства в адрес оппонентов. Доходит то того, что пока бестолковый наркоман Стиво, органично сыгранный Сэмом Райли, закидывается очередной дозой, кто-то изрекает «Я забыл, за кого я!». Был бы здесь Джон Уик, это стало бы неважным, поскольку перестрелка закончилась бы спустя пять минут. Но Уитли не дает шанса на быструю смерть, заставляя корчиться от множественных ранений каждого персонажа.

Ни взвешенный Киллиан Мерфи, ни боевая Бри Ларсон, ни самовлюбленный Шарлто Копли не вызывают у зрителя симпатию, равно как и бородатый Арми Хаммер или старый Майкл Смайли, выслушивающий шутки о пенсии. Единственно смотришь, кого из них пристрелят раньше и как это будет выглядеть. В ожидании очередной пули Уитли и его супруга-сценаристка Эми Джамп через диалоги раскрывают характеры героев. Каждая произнесенная фраза резко выстреливает заставляя смеяться всякий раз, когда бандиты пытаются доказать свое превосходство в звериной схватке на выживание.

 

 

Режиссер откровенно смеется над криминальными боевиками, в которых «плохие» неизменно промазывают, а «хорошие» без промаха стреляют «в яблочко». Тут нет разделения на протагонистов и антагонистов. Все персонажи — отпетые ублюдки, для которых не писан кодекс и неведомо пацанское кредо «брат за брата». Битых полтора часа знаменитые актеры корчатся с простреленными конечностями в груде мусора и грязи. Но смотрятся их ползания довольно увлекательно, хотя местами «Перестрелка» становится аритмично ухабистой. В целом, эти скачки не портят общего впечатления от картины, благодаря ее циничному финалу и изобретательным сценам стрельбы.

На первый взгляд, фильм простой, но за поверхностным слоем можно отыскать ту же сатиру на мир людей, как и в «Высотке», где каждый любой ценой борется за выживание, не в силах противостоять природе. Выстрелив один раз, герои не могут остановиться, пока не перебьют всех до последнего, не смотря, в кого они метят. Никаких ценностей, никаких ограничений. Вижу цель, не вижу препятствий. Здесь присутствует старое доброе ультранасилие, которое выносит мозг не только кому-то из банды, а и зрителю заодно, начиная сильнее бомбить черным юмором и абсурдом в каждой последующей сцене.

«Перестрелка» дает прикурить многим комедиям, которые пытаются извернуться в сюжете, и со снайперской точностью выпускает в каждую из них пулю, заряженную шутками. Фильм держится на деталях, а не на фабуле, демонстрируя отточенное мастерство и выигрывая этот бой еще до стартовой отмашки. И вот в финале уже невозможно удержаться от того, чтобы не произнести в голове считалочку про десять негритят, собравшихся обедать.