Лунный свет | Рецензия

 

В свете луны все мальчики грустны

Вторая полнометражная работа Барри Дженкинса получила «Оскар» отнюдь не за то, что это черная гей-драма. Да, в картине поднята проблема самоидентификации человека. Но расовой или сексуальной подоплеки здесь нет, поэтому любителей защищать традиционные ценности ждет разочарование.

Криминальный Майами, середина 90-х. По улицам города от школьных задир убегает мальчишка Широн. Его останавливает драгдилер Хуан (Махершала Али) и берет под свое крыло. Нерадивая мать (Наоми Харрис) неразговорчивого ребенка занята поиском денег для дури, которую ей толкает банда Хуана. Мальчик предоставлен сам себе, лишен родительской заботы и внимания. Какой-никакой семьей для него становится местный барыга и его рассудительная подружка (Жанель Моне).

«Лунный свет» делится на три новеллы, которые охватывают разные периоды жизни Широна. В первой главе «Малой» главный герой еще ребенок. Мальчик отличается от одноклассников, которые тут же превратили его в цель для проверки силы удара ногой. Идти ему некуда, мать все равно не услышит, отца нет, равно как и друзей. Единственными слушателями молчаливого ребенка становятся новые знакомые. Хуан видит в Широне себя и пытается помочь ему стать тем, кем он хочет, а не тем, кем заставляют его стать условия и обстоятельства.

 

 

Во второй части – «Широн» – в кадре уже не маленький мальчик, но такой же загнанный подросток, тяжело переживающий издевки однолеток, терпящий обвинения в гомосексуализме, хотя сам еще не осознающий свою сексуальную самоидентификацию. На смену неуверенному Широну приходит его зрелое будущее – «Черный». Типичный житель неблагополучного района Майами, промышляющий криминальными делишками – такой, каким был его наставник – Хуан. Пусть внешне Широн больше похож на устрашающую груду мышц, внутри тихо сидит тот же робкий ребенок, ожидающий очередного удара. Возвращаясь в родной город, «Черный» навестит тех, кто некогда сделал ему больнее всего – мать-наркоманку и друга детства, который разбил ему сердце предательством.

«Лунный свет» сразу же заклеймили драмой про черного гея, утверждая, что только из-за этого картина удостоилась «Оскара», обвиненного в прошлом году в чрезмерной «бледности». Барри Дженкинс создал предельно честную и чувственную ленту, не спекулируя на расовой принадлежности или сексуальной ориентации героя. Да, кожа у него темная, да и нравятся Широну парни, только фильм не об этом. История о взрослении, о сложном периоде, который проходит каждый – о поиске себя, как личности, а не о принадлежности к тем или иным меньшинствам. Это противопоставление в картине отсутствует, пусть определенные темы и не умалчиваются. Да и с чего бы, если это неотъемлемая часть жизни персонажа?

 

 

Каждый период становления Широна передан не только тремя разными актерами, но и особой визуализацией: каждая глава имеет свой превалирующий оттенок. Цвета дополняют разрозненность переживаний героя, а основной посыл передают три разных актера: ребенка играет Алекс Хибберт, подростка – Эштон Сандерс и Тревант Родес в роли взрослого. Благотворно на создание казалось бы одного, но тем не менее, разных характеров работает оператор Джеймс Лэкстон, создавая уникальный стиль картины и каждой новеллы в отдельности.

Немногословный «Лунный свет» больше работает на эмоции невербально, заставляя копаться в паузах и многозначительных взглядах Широна. Амбал с гриллзами на крутой тачке все так же предпочитает отмалчиваться – внутри он остался прежним, хоть и выбрал такой путь, как своеобразную защиту. Его личность пыталась бороться с системой, противилась ей, но под общественным напором сдалась. Широн нашел ответы на вопросы самоидентификации, которые поднял Дженкинс: кто ты такой и что тебя таковым делает.

Нет, не черная гей-драма и не драма о черном гее, а проникновенный и чувственный рассказ о человеке и его поиске себя.