Как важно иногда молчать
27-летний режисер, пригретый Каннами, вышел на новый уровень в своей карьере, но остался верен собственным традициям.
«Это всего лишь конец света», и это всего лишь драма о людях, которые не слышат друг друга или не хотят. Хотя на этот раз Ксавье Долана в Каннах встретили более чем холодно, он все же уехал домой, повздорив с «бездушной» прессой, не с пустыми руками, а прихватив с собой гран-при.
Самый взрослый из фильмов плодовитого канадца внедряется в семейные междоусобицы, которые оголяются, когда в родные стены возвращается смертельно больной, но широко известный драматург Луи после 12-летнего отсутствия. За обедом он намерен огорошить родственников страшной новостью, но дадут ли они ему сказать хоть слово — тот еще вопрос.
Долан во второй раз ступает в ту же реку и берет за основу, как это было в «Томе на ферме», одноименную пьесу Жана-Люка Лагарса, для которого она стала во многом автобиографичной — автор скончался от СПИДа. Но если «Том» был точно сыгранным по нотам произведением, которое утратило чарующий шарм каннского воспитанника, то «Конец света» становится совершенно долановским: все с теми же характерными крупными кадрами, рапидной съемкой и яркими кадрами на флешбеках.
Через набор своих излюбленных приемов режиссер выводит на главную камерную сцену пятерку французов в лице Натали Бай, Гаспара Ульеля, Венсана Касселя, Морион Котийяр и Леа Сейду. Им приходится выжимать максимум актерской пластики из выражения лица, кривой ухмылки или выпученных в истерике глаз. Надо отдать должное, каждый выполняет свою задачу как нельзя лучше. Остается только наблюдать и наслаждаться, становясь невольным свидетелем разворачивающейся драмы, которая набирает обороты, словно снежный ком во время лавины.
Как только Луи (Гаспар Ульель) переступает порог отчего дома, на него потоком обрушивается неприкрытая неприязнь брата, причитания и холод гротескной матери, юношеский максимализм сестры, которая его и не помнит вовсе. Не успевает Луи и рта открыть, как начинает подниматься буря из пустых слов, ругани и оскорблений. О важном блудный сын молчит и понимает его лишь робкая жена Антуана (Венсан Кассель), который из некогда веселого старшего брата превратился в домашнего деспота, ни в грош не ставящего свою супругу (Марион Котийяр).
Отсутствие коммуникации между родственниками, несмотря на то, что они постоянно о чем-то говорят, приводит к абсолютному непониманию. Никто из них не хочет услышать, что говорит другой. Все стремятся выплеснуть старые и новые обиды на Луи, который бросил их одних в этой провинции. Антуан загибается на заводе, работая там даже по субботам, а младшая Сюзанна вынуждена коротать дни с матерью, в сотый раз слушая древние как мир истории из прошлого. А ведь в это время Луи купался в лучах славы, и только теперь соизволил вернуться. Но их особо не заботит зачем, пусть теперь он послушает. И Луи позволяет им в последний раз, пускай они этого и не осознают, сказать ему о наболевшем.
С каждым неспешным разворотом напряжение картины возрастает, достигая пика истерики, когда уже самому хочется закричать, но слегка пафосный финал вернет зрителя на место. Наблюдая за перепалками между родственниками внутри одного дома, подслушивая колкий и холодный разговор двух братьев в машине, хочешь услышать тишину, но вместо этого Долан обрушивается на тебя всем весом сменяющихся клиповых флешбеков, оглушая старыми попсовыми треками.
«Это всего лишь конец света» воспринимается как переходный этап взбалмошного молодого режиссера, который устал от самолюбования и самоповторения. Соскребая с себя набивший оскомину ярлык «вундеркинда», выросший Ксавье Долан метит в высшую лигу. «Конец света» все еще недостает веса для такого броска, хотя и обрел черты устойчивого трамплина, чтобы в следующей работе канадец чувствовал себя увереннее. Собственные сценарии даются ему легче и плавнее.
Впрочем, раньше Доланом каждый раз завладевало желание пережить на экране собственные чувства и эмоции, что он доказал возвращением к теме отношений с матерью, начиная в «Я убил свою маму», продолжая причитания в «Мамочке».
Теперь он пытается заглянуть глубже и даже что-то там видит, одновременно страшное и прекрасное, в этом. Однако, сил выудить свою добычу на поверхность у него пока не хватает. Вместо этого есть его новая работа, похожая на загустевший ликер, который заманчиво переливается на свету, издает чарующий аромат, но его послевкусие, как и «Конец света» отдает горечью. И самые важные слова так и не звучат.

PR Manager у Odesa International Film Festival
PR Manager у Українська Кіноакадемія
Co-founder у Polotno