Она | Рецензия

Иронично о порочном

Есть в обществе темы, которые до сих пор считаются табуированными. О них стыдно признаться, а если и говорить, то шепотом на ухо. Лишь некоторые способны во весь голос заявить о том, что некие вещи имеют место быть, и молчанием мы не перечеркнем их существование. Пол Верховен приверженец второго варианта и не придумал ничего лучше, чем рассказать историю о темных и «грязных» сторонах человеческого естества, как с помощью комедии, втиснутой в табакерку с надписью «триллер», и Изабель Юппер.

Преуспевающая совладелица компании по производству видеоигр Мишель Леблан становится жертвой изнасилования в собственном доме, когда единственным свидетелем происходящего является ее кот, мирно наблюдающий за действиями незнакомца в балаклаве. Она не собирается заявлять в полицию, поскольку в прошлом имела некий опыт общения с правоохранителями, а друзьям об инциденте спокойно сообщит за ужином в ресторане.

Начинаясь как триллер, «Она» уводит зрителя дальше, и вот уже к середине фильма, вам не столь важно, кто, зачем и почему, совершил надругательство над женщиной. Гораздо интересней наблюдать за ней самой, ведь очевидно, что произошедшее не просто укоренилось в ее сознании, а отчасти забавляет Мишель. Она пытается вычислить насильника, который будто ей в этом помогает, постоянно присылая сообщения откровенного характера, но не для мести или чтобы задать фатальный вопрос «зачем?». Ее душат ее же пороки, и душат изнутри, стремясь вырваться наружу.

Редкая актриса согласилась бы сыграть подобную роль, но для 63-летней Изабель Юппер нет ничего сложного. Из нее так и льется саспенс, который она вбирает из сюжета и на выходе выдает звучанием пронзительных скрипок своего таланта. Ведь именно ради нее действие фильма, которое первоначально должно было происходить в Штатах, было перенесено обратно во Францию. Да, она окружена достаточно сильным актерским ансамблем, но все равно остается солировать в этом саркастическом триллере.

Взяв за основу книгу французского романиста Филиппа Джиана переписанную в сценарий Дэвидом Бирком Пол Верхованен, ставший культурным феноменом в Голландии, сумел снять абсолютно галльский фильм, высмеивающий буржуазную культуру и соответствующий образ жизни. Он копает глубже, разбрасывая в стороны ошметки детективной оболочки сюжета, и достает на свет доподлинную темную природу человека, которая остается неизменной, независимо ни от его возраста, ни от социального положения, ни от эпохи.

Режиссер увлекает зрителя в скрытые от социума глубины, на которые наложено вето в «приличном обществе» и обнажает психозы и расстройства человечества, которые оно пытается прикрыть виртуальностью, перенести из жизни в компьютерную игру, где не так повадно монстру насиловать щупальцами женщину. И когда к лицу персонажа пририсовывают лицо Мишель, она будто смотрит в отражение себя, видит то, что сидит внутри нее и иногда проглядывает наружу.

Фильм «Она» окатывает резкой холодной волной, созданной приглушенной и сдержанной камерой Стефана Фонтена, не замедляя оставить после себя какой-то осадок, от которого ты первоначально хочешь быстрее очиститься, избегая обсуждения только что увиденного, но чем больше ты стараешься это сделать, тем чаще возвращаешься назад к экрану, заставляя свои мысли вращаться подобно запущенному волчку. А вот упадет он или нет — дело частного случая.

В свои почти 80 Пол Верховен продолжает выдавать нетрадиционные идеи, легко неся корзинку запретных плодов и предлагая ее каждому, кто позарится. Ведь внешне большинство хочет казаться другим, не проявляя истинную сущность. И лишь немногие способны ее не просто показать открыто, а вовсю ею наслаждаться, да еще и так, чтобы заставить зрителя наслаждаться вместе с тобой.