Цветаевой и Маяковского / Рецензия #86

Твит рецензия: Визуальное воплощение лексического значения слова «эклектика»

Сюжет: Типовий житловий масив — київська Троєщина. Тут пульсують дві великі артерії — вулиця Цвєтаєвої та проспект Маяковського, збудовані майже одночасно за кілька років до розвалу Союзу. У поєднанні архівних кадрів та сучасних зйомок на екрані оживає історія майже ста років — від пореволюційного 1918-го, коли Маяковський робить перші спроби в кінематографі, до наших днів, коли людина здатна майже на все, навіть зазирнути за горизонт. Або ж просто у перехресті двох вулиць живе оповідь про ті маси, чиїм поетом став Маяковський, і які згодом витіснили Цвєтаєву зі своїх бетонних веж. У будь-якому разі, це магія близьких речей, що залишаються непомітними перехожим.

Первую «Пальму Півночі» выиграл фильм, который очень сложно смотреть. Это я сразу из полымя в огонь. Кинолента, скорее, состоит из трех, а может и более, совершенно разных частей. Все стало бы более понятным, если бы были разные режиссеры. Здесь один, Полина Мошенская. Определенно, талантливая девушка, но….

Можно каждый эпизод смотреть самостоятельно. Тогда, определённо, получишь какое-то удовольствие. Визуальное — от съемок с коптера и узнаваемых киевлянами квадратов, аудиальное — от розового эпизода с прекрасной музыкой Антона Байбакова, ностальгическое — от столь узнаваемых стихийных рынках. Между этими малыми историями я так и не увидел связующего звена. Просто названия мест мало помогают. А еще есть кадры из игрового фильма… Ужас!

С другой стороны, фильм подчеркивает нелепость, смешанность и нагромождение всего и всех в спальных районах Украины. Вокруг все серое, подобное друг другу, раздражающее и при этом — такое родное. Эклектичность повествования нарочито подчеркивает все это. Полине удается смешанную технику передать через внешнее воплощение, внутреннее состояние современного жителя спального района. В городе он хипстер, деловой человек — в нужном образе, но возвращаясь к этим серым коробкам, в руках сами собой появляются «семки» и пластиковая баклаха пива.

Альманах можно назвать просто «Троещина, я тебя ненавижу. Но…». Потому как при просмотре остается ощущение грусти, желания убежать из этого мира и увидеть, наконец, не только розовую стену во дворе. Стены подчеркивают недостаток красок в жизни обывателя.

«Цветаевой и Маяковского» я не могу воспринимать однозначно, слишком много в нем замешали. Такая себе «каша-малаша». Лучшим эпизодом остается кусок со стенкой и музыкой. До сих пор помню 2015 и перфоманс Байбакова, который решил таперским методом помочь этому этюду.

Отдельно стоит похвалить команду #86. Они не забывают своих птенцов и искренне радуются их успехам. Из маленького этюда фильм стал эклектичной зарисовкой.

Даже текст о картине получается эклектичным и немного истеричным. Идите в кинотеатры на «Украинский эксперимент» и составляйте свое мнение.