Смех от смерти смерть от смеха
Ксавье Серон смог сделать то, чего не удавалось добиться многим режиссерам за всю историю своей карьеры.
«Смерть от смерти» вызывает бурный хохот сразу же с первых минут, но комедией тут и не пахнет. Бельгиец демонстрирует виртуозное владение техникой создания трагикомедии. Он представляет завуалированную под черную комедию драму, где нелепый главный герой на протяжении полутора часов удивляет зрителя своей глупостью, наивностью и абсолютно детским отношением к жизни. Ему 36. Он ненавидит женщину, которая дала ему жизнь и любит ее одновременно. Пушистик, как называет его ласково доживающая свои дни больная раком мать, понимает, что его жизнь завязана на одном лишь человеке, от которого он не в силах отказаться. Отчасти он винит ее в том, как протекает его существование, перенимая ее повадки, примеряя ее бытие на себя, не в силах идентифицировать себя как личность.
Картина завладевает вниманием настолько, что кажется будто тебя погружают в некий вакуум, состоящий исключительно из шуток и юмора. Драматическая составляющая нарратива черно-белого фильма превращается в фарс с фонтриеровским душком, как если бы «Антихрист» был смешным.
Герой, как котенок, от которых так без ума его мать, смотрит несчастными грустными глазами на мир, искренне не понимая его, играет в войнушку с маленьким мальчиком в больнице с воображаемыми пистолетами, отказываясь наконец-то повзрослеть, мяукает во дворе отчего дома, пытаясь найти котов матери. За комичным скрывается драма одного человека, который в свободное время подрабатывает изображающим смерти актером, когда в реальности госпожа с косой неотступно следует за ним, ведя за руку его мать. Мишель начинает страдать ипохондрией, подозревая болезнь и у себя, что Серон передал постепенно меняющимся внешним видом персонажа.
К сожалению, как это нередко бывает, режиссеру, все же, не удается держать ровный темпоритм на протяжении всего фильма, скачиваясь вниз ближе к концу. Впрочем, бельгийский юмор на фоне вроде бы драматических событий с лихвой окупает эти оплошности. В случае незнания, как побороть проблему взросления, принятия себя, осознание смерти и смертности сущего, остается шутить, и шутить как можно больше, чтобы превратить грустного мима в задорного клоуна, которому все нипочем, пока у него на носу красуется красный поролоновый нос. Ксавье Серон выбрал удачную тактику повествования: говоря о серьезных вещах простым языком, легче вызвать доверие зрителя, спровоцировать его открытость к принятию этой информации.
Подобное кино находится на грани артового и мейнстрима, сочетая в себе удачные комбинации смыслов и техники их раскрытия, благодаря чему любому зрителю оно становится доступным и понятным. «Смерть от смерти» — не совсем обычная картина, от чего ее и хочется смотреть, хочется понять и примерить на себя героя, пытаясь осознать, что и от чего творится у него в голове. Автор внедряет персонажа в шкуру 36-летнего мужчины, поднимая еще одну важную проблематику — кризис потерянного поколения, которое утратило жизненные ориентиры и переживает отсутствие желания и мотивации.
Нет, «Смерть от смерти» — это не самый лучший фильм, который можно увидеть в подобном роде. Впрочем, это не мешает ему действительно быть достойным внимания, и уж однозначно, он войдет в шорт-лист картин, которые можно рекомендовать. Тем более, что по итогам 7-го ОМКФ Ксавье Серон признан лучшим режиссером среди конкурсантов.
PR Manager у Odesa International Film Festival
PR Manager у Українська Кіноакадемія
Co-founder у Polotno