Смерть от смерти | Рецензия

 

Смех от смерти смерть от смеха

Ксавье Серон смог сделать то, чего не удавалось добиться многим режиссерам за всю историю своей карьеры.

«Смерть от смерти» вызывает бурный хохот сразу же с первых минут, но комедией тут и не пахнет. Бельгиец демонстрирует виртуозное владение техникой создания трагикомедии. Он представляет завуалированную под черную комедию драму, где нелепый главный герой на протяжении полутора часов удивляет зрителя своей глупостью, наивностью и абсолютно детским отношением к жизни. Ему 36. Он ненавидит женщину, которая дала ему жизнь и любит ее одновременно. Пушистик, как называет его ласково доживающая свои дни больная раком мать, понимает, что его жизнь завязана на одном лишь человеке, от которого он не в силах отказаться. Отчасти он винит ее в том, как протекает его существование, перенимая ее повадки, примеряя ее бытие на себя, не в силах идентифицировать себя как личность.

 

 

Картина завладевает вниманием настолько, что кажется будто тебя погружают в некий вакуум, состоящий исключительно из шуток и юмора. Драматическая составляющая нарратива черно-белого фильма превращается в фарс с фонтриеровским душком, как если бы «Антихрист» был смешным.

Герой, как котенок, от которых так без ума его мать, смотрит несчастными грустными глазами на мир, искренне не понимая его, играет в войнушку с маленьким мальчиком в больнице с воображаемыми пистолетами, отказываясь наконец-то повзрослеть, мяукает во дворе отчего дома, пытаясь найти котов матери. За комичным скрывается драма одного человека, который в свободное время подрабатывает изображающим смерти актером, когда в реальности госпожа с косой неотступно следует за ним, ведя за руку его мать. Мишель начинает страдать ипохондрией, подозревая болезнь и у себя, что Серон передал постепенно меняющимся внешним видом персонажа.

 

 

К сожалению, как это нередко бывает, режиссеру, все же, не удается держать ровный темпоритм на протяжении всего фильма, скачиваясь вниз ближе к концу. Впрочем, бельгийский юмор на фоне вроде бы драматических событий с лихвой окупает эти оплошности. В случае незнания, как побороть проблему взросления, принятия себя, осознание смерти и смертности сущего, остается шутить, и шутить как можно больше, чтобы превратить грустного мима в задорного клоуна, которому все нипочем, пока у него на носу красуется красный поролоновый нос. Ксавье Серон выбрал удачную тактику повествования: говоря о серьезных вещах простым языком, легче вызвать доверие зрителя, спровоцировать его открытость к принятию этой информации.

Подобное кино находится на грани артового и мейнстрима, сочетая в себе удачные комбинации смыслов и техники их раскрытия, благодаря чему любому зрителю оно становится доступным и понятным. «Смерть от смерти» — не совсем обычная картина, от чего ее и хочется смотреть, хочется понять и примерить на себя героя, пытаясь осознать, что и от чего творится у него в голове. Автор внедряет персонажа в шкуру 36-летнего мужчины, поднимая еще одну важную проблематику — кризис потерянного поколения, которое утратило жизненные ориентиры и переживает отсутствие желания и мотивации.

Нет, «Смерть от смерти» — это не самый лучший фильм, который можно увидеть в подобном роде. Впрочем, это не мешает ему действительно быть достойным внимания, и уж однозначно, он войдет в шорт-лист картин, которые можно рекомендовать. Тем более, что по итогам 7-го ОМКФ Ксавье Серон признан лучшим режиссером среди конкурсантов.