«Прошлое невозможно изменить, но у него можно многому научиться», — форсед-мем нового фильма про Алису так и не стал правилом для его создателей. Мы уже не можем вычеркнуть из картины 2010 года её невероятной красоты: захватывающих пейзажей, очаровательных героев, изысканных костюмов. Но никуда уже не спрятаться и от беспомощного сценария, в котором зрителю не за что зацепиться.
Студии эти претензии были малоинтересны — фильм протиснулся в клуб миллиардеров, а значит, менять формулу не нужно. Но сами создатели, Линда Вулвертон и Тим Бёртон, кажется, должны были прочитать рецензии и провести работу над ошибками. Однако в Стране Чудес нет критики, а значит, каждая новая история будет волшебной, а не связной, красочной, а не захватывающей, масштабной, а не глубокой. Нужно просто взять всех этих изумительных персонажей, рассадить за чайным столом, перевести стрелки на без пяти минут шесть, а дальше они сами начнут творить чудеса — так ведь, кажется, у Кэррола всё было устроено?
Я никогда не любил фильмы Тима Бёртона за их скучные сюжеты — если прочитать синопсис любой из его картин, покажется, что это третьесортное кино для телевидения. Но Тим Бёртон — гениальный визионер, а значит, у него будет много поклонников из тех, кто предпочитает форму содержанию. Это не плохо и не хорошо, это происходило всегда, и это будет происходить после нас, пока на свете будут жить люди с глазами и любовью к ярким образам.
В
этом плане Бёртон не подвёл. Алису «овзрослили», добавили ей новые
яркие костюмы, Безумный Шляпник меняет образы на ходу согласно
самочувствию и возрасту (несколько топорно, но эффектно). Изумительны
девочки, играющие королев в детстве, как и детские версии остальных
персонажей. Я немного переживал, как удастся Рису Ивансу, который младше Джонни Деппа, сыграть отца его героя, но грим сделал своё дело — в отцовство я поверил. И, разумеется, удался Время-Коэн —
он был то пугающе всесилен, то придурковато наивен, в нём всё время
хотелось увидеть неродившегося Фредди Меркьюри и совсем не угадывались
Борат, Бруно и прочие идиоты из Коэн-шоу. Да, у комика явно есть
актёрское будущее, и счастлив будет режиссёр, который первым рискнёт
снять Коэна в серьёзной роли.
И, конечно, самой глубинной вершиной визуального оргазма новой «Алисы»
стали полёты на Хроносфере по волнам времени, где нет верха и низа,
будущего и прошлого, и мир похож на платновскую вселенную, чьё
бесконечное величие нарушают лишь неуместные гонки со Временем. И не
менее прекрасен момент пожирания Страны Чудес «серой слизью» кирпичного
цвета, когда, кажется, вместе с застывшим миром остановились сердца всех
до единого зрителей в зале в ожидании того самого момента, когда добро
восторжествует над злом. Визуально «Алиса» превосходит все самые смелые
фантазии «суперменов», «гравитаций» и прочих, врываясь в дельторовщину и
чуть ли не беседуя на равных с Терри Гиллиамом, который тоже по-своему
любил Бармаглота и вовсю эксплуатировал внутреннего клоуна Джонни Деппа.
Но
(и это то самое «но», которое всегда следует потом) — но главное в
любой сказке — история. И здесь продолжаются всё те же проблемы. Как и в
первой части, Алиса одержима изначально глупой идеей — тогда это была
мантра «мне всё это снится», теперь это «я вернусь в прошлое и всё исправлю».
Сама постановка вопроса может выглядеть свежо только для того, кто
просидел последние 70 лет в изолированном бункере, рисуя мелком на
стенах при свете карманного фонарика. Всех парадоксов «убитого дедушки», «убитого Гитлера» как будто и не было. Сценарий Вулвертон выглядит как фанфик 15-летней поклонницы «Доктора Кто», в конце которого она, ужасно довольная собой, постулирует: «Прошлое невозможно изменить»
и ждёт восхищённых отзывов ВКонтакте от таких же 15-летних писательниц.
Ну да, ну да, а мы и не знали. Я чувствовал себя как само Время,
которое сидит за чаем с безумной компанией и выслушивает все те шутки
про себя, которые приносят шутникам море удовольствия, а мне уже надоели
до чёртиков. Серьёзно, это всё, на что вы способны?
Мотивации Шляпника, самого бесполезного персонажа в франшизе, которого объяснимо выталкивают поближе к зрителям, совсем слабы. История с семьёй, криво вставленная в первой части для иллюстрации негативности Красной Королевы, должна была остаться в прошлом, но здесь на ней строят огромный кусок картины. Твист с муравьиной фермой просчитывается с первого кадра. Конфликт с конформистом-отцом недотянут. Чудесное исцеление на смертном одре никак не объясняется. Вообще, Шляпник всю картину мешал, давая Алисе хрупкие поводы для действий, но не вызывая никакого отклика.
А вот конфликт сестёр из-за коржиков, из-за которого всё завертелось — это была жемчужина. Она угадывалась ещё в первой части, где Белая Королева едва заметно проявляла свою мрачную сторону, и, учитывая бешеную популярность Красной Королевы как персонажа, могла стать главной в фильме, но не стала. Можно было не устраивать всю эту чехарду со временем, с семьёй Шляпника, можно было сосредоточиться на противостоянии сестёр, где Алиса стала бы посредником между ними, и фильм бы был крепок, как задница Ченнинга Татума, но где в этой истории место для визионерства? Разве в конфликте сестёр удастся сделать пролёт по платновской вселенной? Разве в такой драме может мир погибнуть, превратившись в терракотовую армию? Нееее, Бёртону такой сценарий не нужен.
Тут можно вспомнить, что режиссёром второй части стал Джеймс Бобин,
но, простите, вы серьёзно верите, что постановщик «Али Джи» создал бы
всё это RGB-пиршество? В то, что он работал с актёрами в зелёной
комнате, я поверю. Но главная работа — раскрашивание этих зелёных стен в
чистое безумие — происходила в одном гениальном, но очень скучном
мозгу, которому впору бы на равных беседовать с Дали и Босхом, но не
будет, о чём поговорить с Копполой и Вуди Алленом.
Главный летописец у PR agency “Bagels&Letters”