Юный патриот | Рецензия

Меткое высказывание Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы ловила мышей» ярко характеризует отношение китайских властей к идеологии и экономическому развитию современной Китайской Народной Республики.

Поколение, рожденное в 90-х, уже не застало печально известные события на площади Тяньаньмэнь. Не в полной мере они осознают и влияние культурной революции и так называемого «Большого скачка», не помнят о произволе «банды четырех», сворачивании политики плюрализма мнений (знаменитое «пусть расцветает сто цветов»). В истории Китая было много глупостей, но как говорит один мой знакомый «без глупостей не бывает умностей». Что-что, а на старые коммунистические грабли китайскому правительству наступать не хочется. Удачно регулируя невидимой рукой современный «свободный рынок», Китай добился всем известных успехов в экономике и никакая идеология тому не помеха и не причина. Были запущены рациональные процессы, которые не могли не «выстрелить». Экономическая революция «сверху» подняла с колен страну, пухнущую от голода. Китайские крестьяне получили возможность объединять усилия в коллективных хозяйствах, но разрешалось параллельно развивать и частные — в итоге страна выжила. В соответствии с принципом «держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие» экономика стала развиваться, и всем стало свободнее дышать, строить и жить.

Старшее поколение благодарно за это. А вот младшее… младшему необходима романтика чистых идеалов и «материализация чувственных идей». «Они же дети», как и их деды, хотят верить в чистый коммунизм образца Мао, и бегать с красными флагами по площадям.

Режиссер, как любой добропорядочный исследователь и трудолюбивый представитель своего народа, решил провести многолетний опыт и что называется основательно засесть за работу. Фильм охватывает 5 лет из жизни молодого, как мы бы сейчас сказали «упоротого» парня, который с трудом скопив деньги на учебу и жизнь в университете, сталкивается с большой реальной жизнью. Он выкрикивал лозунги и одевался в форму времен Мао. И вот теперь лодка молодого патриота наталкивается на быт товарно-денежных отношений, где (надо же!) попадаются взятки и взяточники, а чиновники сплошь не слуги народа, а на поверку оказываются банальными бюрократами. «Я хотел показать историю взросления своего героя. Везде, куда бы он ни ехал, мы следовали за ним», — рассказал Ду Хайбинь.

Нельзя сказать, что молодой человек принимает правду жизни и сразу опускает руки — достойна уважения его попытка нести просвещение в массы, поездки в деревню, в глушь, в «Саратов» Китая с его пугающей нищетой. Однако после установления там флагштока и торжественного водружения китайского знамени, жизнь, почему-то, не меняется. А когда сносят родительский дом — глаза наполняются слезами взрослого человека.

Китай лидирует по количеству смертных казней, но, несмотря на это коррупция все растет и растет: «Вчера нам говорили, что этот чиновник реформатор и ретивый служитель партии, а сегодня он на передовицах всех газет назван главным коррупционером. И кому я должен верить?» — вопрошает юный герой.

Примечательно, что режиссер картины Ду Хайбин считает, что «При „том“ режиме люди были более свободны и счастливы, чем сейчас. Но в то же время сейчас стоят новые дивные времена больших возможностей» — так что, сразу и не поймешь, какое благо инженер человеческих душ считает высшим для своего народа. Противоречие в убеждениях, диспропорция в географическом богатстве Китая, неравномерность социального развития, экологическая недальновидность (страна так и не подписала Киотский протокол поскольку до сих пор считается «развивающейся») — все это стирает розоватость с очков, сквозь которые многие кивают в будущее и безапелляционно заявляют — «Надо, мол, учить китайский». Оптимисты все еще учат английский, пессимисты — китайский, а кто-то стрелять из АК. Кто окажется прав — покажет время.

Что до молодого поколения китайцев, тут ясно одно: убеждения — это не фаст-фуд, их нельзя достать из морозильника и наскоро разогреть в микроволновке своего пылкого сердца, это оружие, с помощью которого можно бороться с реальностью. К сожалению, не только китайцам, но и всему новому поколению «постбиполярного мира» придется выработать свой способ борьбы, соответствующий ходу истории и мере поступления глобальных вызовов. Что получится из этого симбиоза и каши в голове из идеологий у нового поколения — интересно.

В Китае худшее проклятие — «Чтоб ты жил в эпоху перемен». В вакууме остаться не получится — парадокс заключается в том, что для обеспечения и обслуживания собственной модели развития, ее, скорее всего, придется навязать остальным, хотя бы соседним странам, а вот тут уж распечататься точно придется.