Тернер | Рецензия

Простите за трюизм

Кино о великих британцах должны снимать сами британцы. Нам остается только порадоваться, что получается у них это превосходно. Как драгоценное полотно, фильм с огромной любовью соткан из насыщенных эпизодов, иллюстрирующих жизнь великого художника — мариниста и великого сына своего народа Вильяма Тернера.

У Майкла Ли, снимающего неторопливое, а для многих, откровенно говоря, скучное кино, не всегда получается затащить зрителя в свой медитативный мир созерцания и проживания. Если ярких событий в жизни у вас и так хватает, а кинематоргаф — это отдых и общение с искусством, тогда этот режиссер специально для вас. Визуальность — неторопливость и растянутый кадр, пожалуй, самые яркие признаки кинопочерка Ли.

Человеческие характеры в «Тернере» намеренно грубы, скучны и угрюмы. Исполнитель главной роли, актер Тимоти Сполл — вишенка на торте из дикенсовских дремучих характеров. Герои в фильме алчны, серы и подчеркнуто смертны, кроме, разве, жены художника — поздно обретенной, заслуженной отрады старости Тернера. Акцент полностью перенесен на волшебную английскую природу: широкие пространства суши в контрасте с величественными морскими пейзажами — в ней бессмертие, сила и красота любимой страны художника.

Понять и запечатлеть великолепие силы природы — вот главное дело жизни гения. А для этого не жалко ничего — ни тленного тела, ни загубленной семейной жизни. Каково это — увидеть собственными глазами зарождение бури, разгадать ее характер, поймать ее в апогее? Вопросы страстная натура Тернера не привыкла оставлять без ответа — он приказывает привязать себя к верхушке мачты на 4 часа во время яростного шторма, заболевает бронхитом, а затем пишет картины не имеющие аналогов — водоворот, запечатленный сверху. Предтеча английского импрессионизма, Тернер не пользуется большой популярностью среди коллег по цеху, а королева Виктория, почти в хрущевских выражениях, характеризует его работы, как «мазню». Тем не менее, художник отказывается от щедрых предложений коллекционеров и завещает все свои работы народу Британии.

Фильм про бешеную энергию и неуемный характер, воплощенную страсть в каждом жесте и мазке одного сильного духом, но не очень физически здорового человека. Когда Тернер уставал от себя — художника, в нем просыпался мужчина, жаждавший обыкновенного семейного счастья и заботы. Так он и жил, не совладая с собой, разрываясь между двумя потребностями: творить и просто быть человеком.

Тернер предсказывает упадок живописи в связи с широким распространением фотографии, успевает застать прерафаэлитов, на его глазах парусные суда сменяют на огнедышащие паровые машины. Романтика остается в прошлом, гонка вооружений скоро повергнет всех в пучину Мировой войны. Великой Британии уже недолго оставалось править морями. Но до этого момента Тернер, слава Богу, не дожил.