Дневник с #KISFF2015

День первый

Четвертый фестиваль подряд. #KISFF продолжается и растет. Первый раз в жизни понял сравнение мероприятия с живым человеком. Раньше все казалось притянутым за уши. Но я вдруг ощутил схожесть фестиваля с четырехлетним ребёнком, когда мне рассказали о самом сложном возрасте человека: с двух до пяти лет — формируются вкусы, запросы и желание понимать мир. 

Так происходит и с Киевским фестивалем короткого метра. Первые три фестиваля проходили с долей легкости, огромного энтузиазма и юмора. Сказывалось все на выборе фильмов. Сейчас они стали более серьёзными, что ли? 

Тон задается и первыми показами. Еще до официального открытия ребята показали блок «Фестивальные хиты». Это серьезные, грустные и провокационные работы отточенные на различных фестивалях. Кирилл Марикуца не оправдывался, но сообщал, о самом объективном отборе к эту блоку. Правда, этот отбор совершало жюри других фестивалей. Слова Марикуцы и настроение из блока намекают, что фестиваль стремится к росту, обращает внимание на признанных товарищей. У меня, правда, сложилось впечатление, что он, как маленький ребенок кричит: «Я уже большой». 

Из первого блока «Фестивальные хиты» мое внимание привлекли две работы. Первая — «Майк» от Петроса Сильвестроса. Очень аккуратная работа о семье, бунтарстве и грани разумного. Впечатляет настолько, что даже на второй день о ней говорят.

Совсем другая работа — «Красота» Рино Стефано Тальяферро — это больше исследовательский и экспериментальный проект, чем кино. Сделав небольшое движение в классических картинах, Рино дает возможность глянуть на застывшее искусство под другим углом. Умелый монтаж и звуковой ряд дают нужное ощущение для понимания. 
Уже совсем как взрослый фестиваль рассказывает и о внутренней кухне кино. Блок «За кадром» должен быть интересен аспектами работы, общением съемочной группы. Он действительно об этом, но лучше об этом смотреть документальное кино. Эти короткометражки — простые анекдоты (пусть иногда и грустные), а не жизненные истории о магии кино. Отмечу одну шутку, которую можно проецировать и на Украину: «Да сколько румынов посмотрят румынское кино?» 

Вечерний показ обрадовал удивительным фильмом «Фильм, который покупает кинотеатр». Эксперимент с разными героями искусства, арт-сцены и просто людьми, а также спасительной акцией. Разный, странный, ужасный, интересный, экспериментальный — в общем любое прилагательное подходит к этому фильму. Вот его нужно смотреть и пересматривать.

День второй

Второй день, конечно, уже совсем другой. Кто-то разбегается по мастер классам, уже сложились круги общения, но для таких, как я, самым важным, конечно, остается кино. У меня обычно только к третьему дню формируется режим. #KISFF — короткий фестиваль и уже понятный режим сложился к концу первого дня. Ну теперь можно поговорить и о просмотренном. 

Началось все с «Анимационного сумасшествия». Безумные истории, сделанные безумными людьми. Все больше и больше убеждаюсь, что сумасшедшие должны идти в анимацию. Их отклонение от нормы не заметят, и они смогут твердить о постоянном творческом поиске. Самое удивительное, что как раз нормальная и простая, почти киношная история выигрывает на фоне творящегося безумия. «Путешествие» — мультфильм о поиске себя и своего места в жизни. Банальный сюжет, простая история, но… Как обычно, подача материала становится важнее. Герои же мультфильма, пусть и придуманы, очень живые и натуральные. Простота и искренность рулят. Можно еще и мультфильм «365» отметить, но там просто задумка классная, о составляющих трудно судить. 

Продолжался день/вечер просмотров вторым блоком проверенных миром работ «Фестивальные хиты». Опять и снова укрепляется мнение о чернушности работ для фестивалей. Большинство фильмов о грусти, одиночестве и непонимании. Слишком все мрачно. Вдруг среди этого мрака появляется анимационная работа «Панда» Матуша Визара. Его рассуждения об эволюции и спорных моментах захватывают, рождают что-то внутри. Главное, он веселый и яркий, на фоне других фильмов из блока. 

Вечер, и самый важный блок — «Конкурсная программа». Эта программа убеждает меня — фестиваль растет, взрослеет и желает быть серьезнее. Совсем юморных и безумных историй меньше. Видно и разнообразие работ. Документальные и игровые, простые и сложные, авторские и подражающие. Этим разнообразием порадовали. Мне лично больше всего в этом блоке понравился совсем простой фильм «Ранняя молитва». Очень стильное и атмосферное кино. 

Мне сил хватило, а многим нет, на последний блок этого дня «Комната в Бухаресте». Опять и снова румыны доказывают, что нужно снимать о себе, о здесь и сейчас. Простые истории со знакомыми конфликтами. Остается только завидовать простоте и при этом смелости румынских творцов обращаться к домашним историям. В этом блоке обязательно все пересмотреть, особенно тем, кто хочет снимать. 
Вот такой был второй день

День третий

Режим уже привычный. Вода и энергетические батончики, размытые колени и уже привычные кресла и ракурсы для экрана. Этот день опять показал, что фестиваль повзрослел и уже хочет говорить о важных вещах. Жаль, что юморная составляющая немного улетучивается.

Кулуары: Эта программа оказалось самой сбалансированной и сильной. Фильмы очень разные, точно отражающие суть программы. Понравились как формы, так и мысли авторов. Некоторые работы, возможно, вторичны по смыслу. Решения же авторов заставляют взглянуть на известные темы под новым ракурсом или даже изнутри. 
Все фильмы хороши в этой программе. Мне же особенно запомнился «Второй вице-спикер». Игра в демократию, попытка быть правильными и иллюзия выбора – все это в удивительной документальной ленте о работе парламента. Надо бы и про Верховну Раду такое снять.

Шведский фокус: В Швеции все хорошо, в том числе и с кино. У меня даже в голове родился слоган: «В Швеции все настолько хорошо, что аж плохо». Истории из жизни больше с внутренними конфликтами, чем с внешними. 

Видимо, стабильность заставляет задуматься о внутреннем мире, других людях и перспективах. Чего-то выдающегося, обязательного к просмотру не могу выделить. Для веселья можно посмотреть «Потерянный в Стонгбю» – веселый фильм о начальниках, семейных ценностях и про шведских простолюдинов. 

Конкурсная программа. Блок 2: После очень меланхоличного первого блока была надежда на какое-то безумство, неожиданность. Частично это оправдалось. Всего одна работа удивила и выбила из колеи. Фильм на 26 минут, а движущихся картинок чуть больше минуты — «Без названия (Ночной город)». Интервью со странным человеком и с его взглядом. Было бы прекрасно, но ощущение претенциозности авторов не покидает до сих пор. 

В этом блоке, для меня опять и снова, выигрывает анимационный фильм «Гиппопотам». Графическая новелла о гендерных отношениях под почти классическую музыку. Мне не понравился копипаст героев, их однотипность, движение. Видимо, в этих идентичности и повторении заложены дополнительные смыслы. 

Out & Proud: После октябрьского поджога «Жовтня», а также истории со странными людьми в «Кинопанорамме» во время Молодости-44 – очень смело делать ЛГБТ программу. Но, наверное, время уже не то. Политика и актуальность видимой борьбы сместились к шахтерам и тонкому перемирию. 

Фильмы немного разочаровали. Проблематика одна. Она повторяется и повторяется лишь только меняется страна. Работы важные и необходимые. Кинолюбитель, завсегдатай фестивалей, уже устал от таких картин. Я мечтаю о фильме где, не смотря на трудности в сообществе ЛГБТ, царит атмосфера приятная и яркая, как радужный флаг. 
Хороший кинодень. А кто-то пошел в Мариинский парк и смотрел фильмы о любви.  

День четвертый

Этот день запомнился мне моей глупостью. Привычный график и маршрут должен был быть изменен, надо было смотреть расписание. В итоге было пропущено три фильма из блока «Океания». Хотя блок нужно было просто назвать Новая Зеландии и Австралия. Эти земли рождают прекрасных актеров и странные сериалы. Мне очень хотелось бы взглянуть на малые формы из этих мест. Посмотрел только три работы. Все медленные, спокойные и красиво снятые, но ничем оригинальным не удивили. Очень напомнили независимые фильмы из США. Чувствуется наследие и общность школ. 

Национальна панорама. Блок 1: Все же, обидно за украинский игровой кинематограф. Из фестиваля в фестиваль кочуют одни и те же фильмы. Тут работают два фактора: пробивной характер авторов и узость тусовки мира украинского кино. Приятно осознавать желание искать и исследовать авторами новое и неожиданное. Выходит очень не ровно. Где-то не доработал режиссер, где-то перестарались или не доиграли актеры, где-то слишком заигрались с формами. В итоге, вновь получаем, что самая целостная работа «Листопад» Маши Кондаковой смотрится на голову выше. Про Марину Вроду промолчу. Я от нее жду полного метра. 

Шотландские короткометражки: Эти фильмы мне понравились своими видами. Красоты, близкие к Норвежской или Исландской, с долей скепсиса присущие шотландской нации. Жизнь в такой природе сказывается на историях. Умеренный океанический климат влияет на восприятие реальности. Не холодно, не жарко, почти нет снега и лишь только ветер несет перемены. 

Самым интересным для меня оказался фильм «Старая». Я очень переживаю о старости, одиночестве поэтому просто ужасно радуюсь неунывающим старикам. В этом фильме женщина осознала неизбежность смерти, понимает ее близость. При этом она продолжает радоваться жизни и своему месту в ней. С удовольствием бы перенял такой позитивный взгляд на жизнь. 

Конкурсная программа. Блок 3: Вот и все конкурсные фильмы просмотрены. Понятен общий серьезный тон. Для жюри – не простой выбор. Фильмы очень неоднозначные, с клише, экспериментальные или академические. Все это заставляет верить, что снимать может каждый. 

Здесь отмечу опять фильм о старости и одновременно о молодости «Жизнь на ступеньку». Снято согласно всем шаблонам и наследию азиатской школы. Фильм, ничего нового или невероятного не несущий. Просто он запал мне в душу и даже вызвал слезинку в одной из сцен. 

Потом было хорошее мероприятие в Мариинском парке. Показывать короткометражные комедии на воздухе — уже мейнстрим. Ни поздний час, ни вечерняя прохлада не смогли разогнать большинство. Комедии были разные – со смыслом и без оного. Улыбнуло отсутствие англоязычных работ.

День пятый

Последний день кинофестиваля, все же, важен победителями, формулировками и просто окончанием этого марафона.

«Короткие метрики» – хорошая подборка мультфильмов. Правда, опять и снова повторяется беда Украины — слишком мало контента. Все эти мультики последние два года ездят по всем смотрам в Украине. Все же, нужно как-то разнообразить. Я точно знаю — материал существует. Причины того, что он прячется, не известны. Отмечу мультфильм «Жуйка».

«Фемили метрс» — странный блок фильмов. Идея собирать истории о современных моделях семьи похвальна, но мне кажется немного притянутой за уши. Короткий метр, если он про людей, он прежде всего изучает общество, а, следовательно, и семью. Короткометражки в этом блоке были очень сильные. Одна, «Улитка», только выбивается из ясных и понятных сообщений/меседжев. Меня очень сильно рассмешил фильм «Разорванный». Такой ремейк «Таксиста» очень весело смориться. 

Второй блок национальной панорамы подтверждает, что выжить в кинопроцессе могут только упорные. Опять эксперименты студентов, экранизации анекдотов и простых рассказов или уже состоявшийся автор со своим языком. Работы Анатолия Лавренишина «Крамниця співочих пташок» и «Qara» Новруза Хикмета на голову выше остальных работ. Их соседство с «Жопой Хэнка» Дмитрия Авдеева просто странно.

С другой стороны, есть Игорь Судаков. Его фильм «На два дня дольше» имеет кучу монтажных проблем, но он рассказывает об удивительном человека и его работах. Документальное кино в современности набирает силы и может потеснить игровое. Короткометражное – так точно. 

После объявили победителей. Опять пришлось задуматься о победителях, о жюри и причинах присужденных побед. Удивил приз зрительских симпатий. Выбрать не комедию! Зритель #KISFF просто прекрасен. 

Самые устойчивые остались на «Авангард». Выжило примерно 20 человек. Фильмы не просто странные, а очень странные. Смотреть вряд ли кому-то надо. Можно для осознания, что твой способ мышления не самый авангардный. «12 рассказанных историй» прикольно обыгрывает привычные логотипы и слоги о «не рассказанных историях».

Хороший был фестиваль. Он стал серьезнее и потерял огромную часть своего безумия, задора. Организаторам советую продолжать работать, делать фестиваль и дальше. От себя добавлю: найдите баланс между серьезностью, юмором и безумием.