Страна мечты | Рецензия

 

«В этой истории очень много боли и недостатка эмпатии. Это личные вещи, которые отражаются на социально-общественных механизмах, проникают в общество. Если мы хотим понять что-то о нем, задать себе правильные вопросы, то именно в эту сторону стоит смотреть». Петра Бьондини Фольпе (режиссер).

В Швейцарии секс есть. Его не много, но проституткам работа находится. А вот социального кино там почти нет. На Московском фестивале зрителям посчастливилось лицезреть редкий феномен — швейцарский режиссер, да еще и умница — с дебютом, да еще и острой социалочкой. Вот уж, поистине экзотика для ценителей.

Положа руку на сердце, надо признаться — швейцарцы народ до безумия скучный: в 7 вечера города пустеют — ни одного кинотеатра, либо привычных нам молодежных заведений, вы не найдете и с огнем. В малочисленных кафешках ищут хоть какого-то увеселения лишь расточительные иностранцы. Отважные ночные бабочки, не смотря на все препоны, все же, стремятся в эту «страну-мечту». Жизненный уровень, он — да, дорогой и дорогого стоит. Но не для мигрантов из Восточной Европы…

«Я писала сценарий 6 лет» — поведала на пресс-конференции режиссер. Самоотверженно — хотелось крикнуть мне из зала. Но еще более хотелось спросить, как за это время изменилось само швейцарское общество. Поменяло ли оно отношение к нелегалам. Я была там в 2012 году — уже 3 года прошло после судьбоносного события — Швейцария вступила в Шенгенскую зону. У полицейских впервые появилась работа, кроме выписывания штрафов за неправильную парковку. А хотите я вас очень удивлю? — Раньше женевцы оставляли ключи от авто прямо в замочной скважине — с запиской «Если мое авто затрудняет ваш проезд — перепаркуйте его». Так вот, если раньше мигранты были нелегальными-то с 2009 года все изменилось…

Девушка приезжает из «такой же» европейской страны, в надежде… — До банальности избитый сюжет. Сутенер урод и бьет ее — это понятно. Дома ребенок и необходимо работать. На фоне банальной персональной трагедии крутятся эпизоды жизни местных жителей, которые живут в своих башнях из слоновой кости и время от времени не гнушаются пользоваться услугами восточных сестер. Экзистенциальный кризис, переоценка ценностей, поиск себя, раскол Европы — каждый найдет в этом фильме свое.

Снят фильм с швейцарской отточенностью, но не пуританством. Очень вовремя начинают появляются в Европе режиссеры-самоучки-социальщики. Это дает надежду всем: отрезвить, указать, сигнализировать о пока еще доброкачественных заболеваниях; очень мало кто тычет в лицо болячки и бреши, которые в высоких кабинетах предпочитают не замечать. Дай Бог, чтобы такого кино «за жизнь» появлялось побольше. А то в последнее время важнейшее из искусств увязло в 3D экспериментаторстве и римейках римейков.