Сюжет: Фильм рассказывает о видениях Адама, поэта, который потерял любимую в автокатастрофе. Национальная трагедия накладывается на трагедию личную. 2010 г. — год стихийных бедствий для Польши — наводнения, пожары, оползни и авария президентского самолета, разорванного на части при загадочных обстоятельствах, на борту которого погибает 96 представителей элиты страны. Адам бросает свою работу преподавателя литературы, чтобы работать кассиром в супермаркете. Тем не менее, все, чего он хочет, — это сон, который может спасти его от болезненной реальности. Единственный текст, который он способен читать в эти трудные времена, — Божественная комедия. И именно шедевр Данте возвращает Адаму смысл жизни…
Эпигонство существовало всегда, и, увы, ничего с этим не поделаешь.
Киноцитаты допустимы и забавны, особенно, если они к месту. Но когда режиссер позволяет себе строить сюжетную линию по канве эталонного известного произведения, когда он позволяет себе воровать целые куски, строить фильм, используя ворованные кирпичи из чужого сознания, возникает вопрос: а зачем, и какой, если картину создавал настоящий художник, в этом смысл? Неужели автор надеется, что никто в летающих телах не узнает знаменитые сцены: левитацию Тереховой, Горящий куст, цитаты из «Божественной комедии», одинокое дерево из «Жертвоприношения»?
Все это наложено на столкновение индивидуальной трагедии героя с катастрофой произошедшей в Польше в 2010 году. Смерти друзей и близкого человека, крах жизни на фоне ужасов в окружающем мире. Это не совсем те эмоции, с которыми работал Андрей Тарковский, создавая «Зеркало», поэтому логика цитирования здесь вдвойне непонятна.
Вполне возможно, что автор, как и многие режиссеры, например Ларс фон Триер, любит, восхищается, хочет быть похожим… Но зачем же воровать чужие личные чувства, образы и переживания, нелепо выдавая их за свои?
Очень приятно, конечно, что современный польский режиссер тянется к русской культуре, но после просмотра остается устойчивое ощущение потребления польской подделки из подручных местных материалов. И чувствуешь себя счастливым оттого, что твой соотечественник осуществил такой прорыв в кино, что только сейчас его наследие обрастает эпигонами.
А вот когда найдутся продолжатели, которые сумеют дальше именно развивать этот киноязык? Поскорее бы…
Майже людина