«В «Боргмане» я хотел показать, что зло приходит к нам ежедневно в форме заурядных, нормальных, вежливых людей, которые выполняют свою задачу с гордостью и удовольствием, с убийственным вниманием к деталям. Зло появляется не только холодными зимними ночами, но и солнечным летом, — говорит Алекс ван Вармердам. — То, что вы называете злом, я считаю обычными людьми. Таких полно в супермаркетах… Мы заслужили такого человека, как Камилл Боргман. Он наказывает богатое западное общество».
«Я люблю играть, сейчас я играю в садовника», — говорит Боргман, обволакивая, охмуряя, манипулируя целой семьей. Семьей обычной, современной, богатой, одуревшей от благ и щедрот. А, в действительности, что мы имеем, чтобы противопоставить и сберечь свой очаг? Веру? — Разве что в Золотого Тельца. Крепкую семью и устойчивые моральные принципы? Мать семейства уже через неделю воспылала страстью к «волшебнику».
Большой дом и кажущееся благополучие ничего не значат, если нет веры и взаимопонимания. Крепость оказалась на поверку фикцией, муж с женой — чужими людьми, дети — беспринципными пустышками с пластилиновыми душами. Потрясли дом — он и распался. Режиссер точно так же пытается разбудить совесть, этику и мораль Западной Европы.
Люди, ау, вы живете по инерции, за этим уже давно ничего нет! Всё, кончилось, finita! Надо что-то срочно придумать. Силы зла пока дремлют под землей, но в любую минуту могут проснуться и что мы тогда будем делать? Вы дадите расправиться с собой и позволите увести своих детей в лес? Может, есть еще время и не все потеряно?
Огромное количество вопросов без ответа, неоднозначных образов, изысканное выворачивание наизнанку, ящик Пандоры от которого веет холодом