За Маркса | Рецензия с фестиваля «Молодость»

На 30-й секунде просмотра появилось желание встать и уйти, и не тратить драгоценные минуты своей жизни на очередную чернуху с нечеткой идей как всех спасти. Да, к тому же, снятую левой пяткой с похмелья. Зрителя надо уважать, а если режиссер считает, что показывать постсоветский реализм и жесткую действительность необходимо именно так… Что ж, это — его выбор и, на мой взгляд, ошибочный. Соответственно, и у меня есть такое же право — покинуть зал в любую минуту. Дело не в том, что надоела прущая со всех сторон в последнее время чернуха; некоторым полезно, в любом случае, для расширения кругозора, хотя бы знать, что происходит за Замкадьем. Только, будьте добры, передавайте это правдиво. Ну, не разговаривают так бизнесмены, не одеваются так, не «решают свои вопросы» подобным образом. В данном случае кино просто использовано как средство передачи не самого лучшего повествования. И возникает вопрос: а зачем снимать именно художественный фильм? Снимайте документальное кино, остросоциальное, про безуспешную борьбу независимых профсоюзов. Либо ТВ-передачи. В данном случае игра не стоит свеч. Эта лента всё равно крутиться нигде особо не будет.

Я уже не говорю о том, что с актерами никто нормально не работал и, чаще всего, они просто читают текст на трясущуюся камеру, да еще и звук сведен не лучшим образом.

Диалоги — отдельная тема: обсуждение работниками сталелитейного завода влияния французского режиссера новой волны Годара на мировой кинематограф и сравнение театральной системы Брехта и Станиславского ставит в тупик. Если цитирование писем Белинского еще хоть как-то можно приложить к сюжетной линии, то при чём там Годар и Брехт — непонятно.

В целом, культурных рабочих с богатым словарным запасом до 4 утра играющих в шахматы (где они таких видели, пусть приведут и покажут) пытаются противопоставить лихим браткам, разговаривающим матом (которые уже очень давно так не общаются). Режиссер, как мне кажется на самом деле так же далек от вторых, как и от первых. На мой взгляд, необходимо было выучить предмет, а потом уже снимать о нём кино. И потрудиться обеспечить качественную технику подачи.

Конечно, все профессии нужны, и социальное кино про рабочих и их kampf нам необходимо. Вот только снимать его надо грамотно и профессионально.