0

28.09

09:54

Олена Макаєва

Припутни | Рецензия


В украинском кино наконец-то заговорили по-человечески

Полнометражный дебют Аркадия Непиталюка «Припутни» показывает, что украинский фильм может быть смешным не только из-за нелепых ошибок в сценарии
 
Попытки сделать комедию предпринимались неоднократно. И Левицкий пробовал, и «Квартал 95», и «Мамахохотала» вклинилась. А смешно не было, только грустно от заезженных шуток и игр на стереотипах. В прошлом году многих насмешила «Кровянка» и забрала главный приз национального конкурса на «Молодости». В этом на ОМКФ Непиталюк получил Специальный диплом жюри за фильм «Припутни», доказав, что украинское кино - это не одна драма.
 
История, которая разворачивается в одноименном селе в Черниговской области, насыщена трагическими событиями. Таксиста Юру бросает возлюбленная. Ради школьной учительницы он зубрил английский, носил нормальную стрижку и променял Круга на Баха с Бетховеном в магнитоле. Но любовь прошла, а с ней из окна полетели музыкальные диски. Остался только Бетховен, под аккомпанемент которого Юра соглашается отвезти в Припутни Свету и ее маму Люду. Они едут к бабе Зине. А Юра, сам того не зная, - на роковую встречу с местным алкашом.



В отличии от прошлогоднего «Гнезда голицы», «Припутни» максимально близки к зрителю. Самый большой плюс фильма – речь героев. Они не гнушаются мата и суржика, среди них не расхаживает Котляревский с «Энеидой» в руках и не бросает высокопарные словеса. Тут люди простые, им понятнее «ти шо, пизданувся?», а не «прошу, пане, поясніть». Такими хочется видеть героев   украинских фильмов, без приукрашивания, только правду. Зрителю и так хватает экранного страдания, не хватало только слезы утирать от очередной «непозбувной бентеги».
 
«Припутни» похож на сборник анекдотов, которые старые друзья рассказывают другим на застолье. Каждая шутка сопровождается взрывом хохота. Но от постоянного смеха может и скулы свести, поэтому режиссер добавляет в картину умеренную дозу драмы.
 
«Припутни» -   срез украинского общества. Обычные люди в  обычных обстоятельствах. Это то, что знакомо каждому. Не важно, что действие разворачивается в селе. В городе есть точно такие же припутни, которые не находят себе места. Их жизнь протекает по соседству с такими же алкашами, у них есть своя баба Зина, разве что в пункт назначения везет не попутчик Юра, а Юра из «Убера».



За шутками в «Припутнях» скрыта суровая реальность угнетенных жизненными неудачами людей. Они довольствуются малым и не проявляют амбиций, потому что банально не знают, что это, и что так можно. Все их заботы — это дом, работа, поубирать на кладбище, натаскать воду, сходить на рынок. И так было всегда. Прошлое, настоящее и будущее, которые заключены в трех женских персонажах, не отличаются друг от друга. И мама твоя пахала, и я пахала, и ты будешь пахать.

Все же в «Припутнях» на первый план выносятся комические ситуации, из-за чего фильм кажется рассредоточенным и дробится на эпизоды. Как скетчи на украинские реалии, картина работает «на ура». Как кино, в котором есть, что копнуть — нет, но такой цели и не стояло. Возможно, если бы «Припутни» участвовал не только в национальном конкурсе на ОМКФ, а и в международном, то гран-при достался бы не «Королю бельгийцев».

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: