0

12.09

12:24

Олена Макаєва

Квадрат | Рецензия


Грустная комедия абсурда

Сатирический «Квадрат» Рубена Эстлунда провел вскрытие больного европейского общества и заслужил «Золотую пальмовую ветвь»

Шведский режиссер любит иронизировать над человеческими слабостями, изучать поведение и высмеивать стереотипы. В предыдущем фильме «Форс-мажор» он сосредоточился на крахе маскулинности отца семейства, которому дороже телефон, чем дети. Теперь «подопытным кроликом» Эстлунда стал мир искусства и буржуазии.

Главный герой «Квадрата» - пижонистый Кристиан (Клес Банг), разведенный отец двух дочерей, куратор музея совриска в Стокгольме. Он ездит на «Тесле», услужлив и проповедует идеи равенства и взаимовыручки. Именно об этом он рассказывает на пресс-конференциях, посвященных открытию новой инсталляции. Она выглядит четко очерченным квадратом посреди площади перед музеем X-Royal (забавно, что в реальности это Королевский дворец в Стокгольме). Каждый, кто зайдет на эту территорию, получит необходимую помощь и поддержку. Накануне презентации объекта Кристиан по доброте душевной становится жертвой хитрой уличной аферы и теряет смартфон. Чтобы вернуть телефон, он отслеживает его и оставляет в почтовых ящиках указанного в геолокации дома письма с угрозами. Тем самым герой запускает череду абсурдных ситуаций, которые снимают шелуху не только с его напомаженного облика, но и с общества в целом.



Кристиан привык жить в своем личном квадрате, где нет дела до проблем простых смертных. Равенство, сочувствие, помощь – для него не более чем слова. Но только до той поры, пока они лично его не коснутся. При помощи забавных скетчей Эстлунд демонстрирует синдром Дженовезе (эффект постороннего) в действии. Герои цепенеют в нестандартной ситуации. Они предпочитают отмолчаться всякий раз, когда вокруг происходит вакханалия. Политкорректность не позволяет им показывать свое настоящее лицо. Если на встрече с известным художником человек с синдромом Туретта начнет выкрикивать непристойности, его проигнорируют, если на званый ужин заявится человек-обезьяна  Олег Кулик Рогожин (Терри Нотари), зал лишь посмеется. Не до смеха будет, когда перформанс выйдет за рамки, и одну из гостей чуть не изнасилуют. Только тогда чинные господа во фраках готовы будут взяться за вилы.

«Квадрат» демонстрирует абсолютное неравенство, которое господствует в современном обществе. Отсутствие коммуникации становится главной его причиной. Люди говорят на разных языках, понимание потребностей не достигнуто так же, как не налажен коннект современного искусства с аудиторией, для которой он предназначен. В каждом из залов музея Кристиана – новомодные инсталляции. Возле кучек гравия сидит одинокая надзирательница. И если уборщик нечаянно снесет одну из кучек, ровным счетом ничего не поменяется, а зритель как не видел смысла, так и не увидит. Забавно, что современное искусство высмеивает человек, его создающий. Но в этом и соль – Эстлунд не прочь заняться самоиронией. И делает он это с размахом, загребая с собой всех и заставляя, как и главный герой, валяться в куче мусора.



Пока что истеблишмент, создающий всевозможные перформансы, этого не видит. Богема живет в вакуумном утопическом мирке, который на деле – не более, чем абсурд, где нет места ни настоящей толерантности, ни прогрессивности. Эстлунд поднимает множество вопросов, размышляя об отношениях как отдельных классов, так и целых наций. Европа, где по умолчанию возводится в культ политкорректность и либеральность, оказывается преисполненной страха и лицемерия, самовлюбленности и спекуляции, которые настолько глубоко укоренились в обществе, что оно вынуждено скрывать это под маской провозглашения каких бы то ни было ценностей. На самом же деле, каждый пройдет мимо нуждающегося, не посмотрит в глаза бездомному и не обернется, если кто-то упадет на улице.

Равенства, как и формы квадрата в природе не существует. Обществу всегда была свойственна сегрегация и это то, о чем говорит Рубен Эстлунд в «Квадрате» - интеллектуальной сатире, одновременно смешной и трагичной о деградации общества и его отрицании этого.

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: