0

04.09

11:46

Олена Макаєва

Уровень черного | Рецензия



Жутко тихо и запредельно долго
 
Украина решила отправить на «Оскар» драму без слов «Уровень черного». Может в фильме слов и нет, зато они нашлись у нас

Премьера фильма Валентина Васяновича состоялась на Одесском кинофестивале. Режиссер не уехал с пустыми руками, получив приз FIPRESCI, а разговоры про «Уровень черного» не утихали до   последнего дня мероприятия.
 
Новый фильм Васяновича перекликается с «Племенем» Мирослава Слабошпицкого, где первый был оператором и продюсером. Герои обеих картин не произносят ни звука. Если в «Племени» персонажи общаются языком жестов, то в «Уровне черного» диалоги заглушаются уличным шумом, происходят в закрытой машине и зрителю не слышны. Режиссер говорил, что решил использовать этот прием, чтобы герои не теряли органичности. Хотелось бы, чтобы коллеги по цеху услышали эти слова, и перестали снимать кино с вычурным литературным языком.
 
Отсутствие реплик никак не влияет на восприятие фильма. История понятна. Свадебный фотограф Костя готовится отпраздновать свой 50–летний юбилей. Накануне даты он теряет все, что было дорого: девушку, отца и пушистую белую кошку. Работа ненавистна, вскарабкаться на альпинистскую стенку не получается. Костя разочарован. А тут еще во время праздника играет «Океан Ельзи» на английском языке – как тут не взгрустнуть?



«Уровень черного» рассказывает об обычном человеке. Им мог быть не свадебный фотограф, а руководитель детского танцевального ансамбля, изготовитель мясных полуфабрикатов или инженер метропроекта. Каждый не зависимо от возраста сталкивался с гнетущим чувством одиночества, опускал руки, не хотел никуда стремиться, да и вообще двигать свое бренное тело куда-либо. Вопрос в том, сможет ли человек наступить на горло этому внутреннему червю и не дать себя сожрать?
 
Поначалу кажется, что герой Васяновича и не пытается это сделать. Ему удобно жить в привычном режиме: снимать красивые пары в уродских цветочных декорациях, устраивать быстрые «ночи любви» с подружкой в машине, гладить дома кота. Он понимает, что постепенно жизнь от него ускользает, он ее растрачивает впустую, но предпринимать в связи с этим ничего не собирается. Ровно до того момента, пока не начнет терять близких. Тогда же Костя соберется с духом и сожжет ненавистную бумажную розу. Красиво сожжет, на длинном плане, где-то на киевском пустыре, а сзади будут светиться огни домов.



Каждый кадр в «Уровне черного» до боли красив. Ими хочется любоваться, как в картинной галерее: стоять и смотреть. И Васянович это понимает. Наверное, поэтому, а не потому что форма стала важнее смысла, он задерживался на них по 4-5 минут. Хотя спасибо и за то, что герой не курит. А то можно было, как в «Сичень-березень», снимать это вечно и вкладывать якобы глубокий философский посыл.
 
Из-за затянутых сцен фильм смотрится монотонно. Никаких эмоциональных всплесков, все очень сдержанно. Как и камера, которая будто случайно зафиксировала некоторые моменты из жизни героя. При этом каждая сцена выглядит как маленькая новелла. Из них можно было бы сделать уйму красивых короткометражек. Особенно с горящей розой, лопаньем шариков под «ОЕ» или с похоронами кота

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: