0

30.06

15:38

Олена Макаєва

Манифесто | Рецензия



Скитающийся по свалкам бомж, биржевой брокер, кукольница, школьная учительница, безутешная вдова, ученый, ведущая новостей. Ги Дебор, Филиппо Томмазо Маринетти, Андре Бретон, Казимир Малевич, Ларс фон Триер, Тристан Тцара. И одна Кейт Бланшетт, зачитывающая программные тексты разных направлений искусства ХХ века устами колоритных персонажей.
 
Немецкий художник Джулиан Розефельд превратил видеоинсталяцию, побывавшую в нескольких музеях мира, в полноценный фильм. «Манифесто» больше подходит характеристика искусство про искусство, впрочем, к финалу режиссер отрицает и это понятие. За 12 дней в Берлине и его окрестностях под руководством Розефельда Кейт Бланшетт провозгласила дюжину манифестов различных течений. В арт-инсталляции зритель волен выбирать, смотреть ему на грязного бомжа, или на властного хореографа. Фильм же альтернативы не предоставляет, сваливая на голову 12 речей, превращая их в сплошной сумбур и какофонию, где одна фраза перечит предыдущей, а последующая опровергает предшественников с возрастающим пылом.


 
Каждый из манифестов провозглашается актрисой в определенной обстановке. Каждая из локаций либо усиливает посыл текста, либо, что чаще, иронично отождествляется с ним. Так, одними из самых ярких персонажей кажутся колоритный бомж и убитая горем вдова. Один бродит по улице и разглагольствует о ситуационизме, вторая вместо траурной речи декламирует манифест дадаистов. Или вот ведущая новостей холодно зачитывает принципы концептуального искусства, чтобы потом передать слово корреспонденту в фейковой локации. Черту подводит школьная учительница. Кейт Бланшетт диктует малышам под запись постулаты «Догмы-95». В ней сосредоточена, казалось бы, главная идея фильма — ознакомить, просветить. Но так ли это?


 
Розефельд комбинирует тексты нескольких авторов, переключается с одного течения на другое, порой смешит, порой пугает, но в заглавие выносит только один смысл о ситуативности. Каждое из течений занимало свою нишу в свое время. Последователи искажали первоначально заложенные идеи, меняли суть, создавали новое. И каждому поколению в затылок дышало новое со своими догмами и принципами, поглощая и нивелируя прошлые.
 
Как минимум, «Манифесто» заставит перелопатить просторы интернета, в поисках тех самых программных текстов ситуационистов, футуристов, дадаистов, экспрессионистов и так далее. Как максимум, доставит наслаждение и вызовет жгучее желание посмотреть картину еще раз, ради одной только Кейт Бланшетт, которая будто подмяла под себя все условия и ситуации, предложенные режиссером.


Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: