0

10.05

19:08

Оксана Носач

Лев | Рецензия



«Ведь так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети».

Многие помнят строчки из песенки потерявшегося мамонтёнка, плывущего на льдине, и мечтающего найти маму. В Индии таких много.

Сару- пятилетний мальчик, живущий в трущобах с братом, сестрой и матерью. Как-то раз он увязывается за старшим братом на «ночную работу», но теряется и засыпает в стоящем пустом вагоне на железнодорожной станции. Просыпается уже в поезде, совершенно пустом и мчащемся без остановок. Без еды, без всякой возможности выбраться, он проводит несколько таких дней в несущемся составе.

Здесь хорошо передано отчаянье и растерянность ребенка посредством операторской работы и монтажа. Режиссер ловко погружает в состояние. Я,как зритель,  в какой-то момент тоже потерялась, словно забывая, откуда всё началось.

Далее следуют скитания мальчика, выживание, попытки найти маму. Его родной язык хинди, а вокруг говорят на бенгальском. Поезд завез его в Калькутту, столицу штата Западная Бенгалия. Отчаянье, брошенность и безразличие — этого в кадре много, чувствуется как обесценена человеческая жизнь в многомиллионной перенаселенной стране. 

Отлов беспризорных детей, педофилы и другие ужасы подстерегают еще не успевших отрастить когти маленьких людей. Такая реальность держит и рвет душу. Почти чудо, что главному герою удалось выскальзывать из всего этого, и интуитивно выживать. В итоге он попал в детский дом. А через некоторое время был усыновлен австралийской парой из Тасмании. 

Контраст. Другая жизнь на берегу океана в новой любящей семье быстро стирает память о былых скитаниях Сару. И так на счастливых 25 лет, пока случайно не воскресают погребенные воспоминания, и героя флешбечит. Мало того, он постепенно погрязает в отчаянных поисках, перемешанных с чувством вины перед обоими матерями. Мы, как зрители, режиссерскими склейками тоже теряемся в этом состоянии терзания. 

Заслуживает внимания операторская работа. Как -то сразу же бросается в глаза особый почерк съемки и постановки. В первой части камера очень живая, как бы подглядывающая за ребенком, и за его миром. Здесь много разноплановых склеек. И таких-«не по правилам», нарушающих законы монтажа, очень разумно и очень в тему. Такое впечатление, что даже в простой сцене диалогов все время меняется точка съемки. Не ощущается выстроенное постоянство. В части одиночества героя используются в основном крупные и средние планы,что передает эмоции и дезориентацию Сару ( когда он теряется уже), его детскую неспособность масштабировать, охватить относительность пространства. Мы просто прилипаем к нему, и живем вместе с ним. И в кадре словно постоянно происходит немое сравнение окружения с внутренним состоянием героя.Создается впечатление документального фильма,снятого крутым оператором(и). 

 Интересно, что используется и много общих планов разного масштаба. Бывает,что люди в кадре- просто маленькие точки. Это именно те точки, о которых мы думаем, за жизнью которых следим. Мне кажется это мастерски передает ощущение пространства и эмоции. Как сравнение значимости человеческой жизни, и одновременной ее ничтожности. Маленькая точка бежит через красивый каменный пейзаж. Это просто человечишка, как часть композиции, часть пейзажа, и не более…Или далеко-далеко идущий в горах поезд.Эмоционально работает хорошо, особенно в контрасте с драматичными сценами. Браво.

 Музыка в правильных душещипательных моментах не может оставить равнодушным никого. Красивая, иногда тревожная.Нежные фортепианные  мелодии, эмбиент, симфонический оркестр. Местами вплетаются этнические инструменты. Хорошая такая смесь получилась.

Это так по индийски- потеряться в детстве, вырасти в другой семье, забыть все, а потом внезапно вспомнить и воссоединиться со родной семьей со слезами боли и радости на глазах. 

Когда я пересказывала так тронувший меня сюжет другу, он спросил : «Это Болливуд?» «Нет,»- удивилась я. Потом поняла, что со стороны похоже на события из индийских фильмов, столь распространён сюжет о потерянных и вновь обретенных родственниках в индийском кино. Но есть большая разница между подачей одной и той же истории. 

Лев- фильм-состояние, снятый на основе реальных событий. Музыкально и монтажно тонко погружающий во весь радиус драмы. Разделенный сюжетно на две части. В первой половине фильма наползает коварный внешний мир, а во второй- разрывает от гнетущего переживания внутреннего мира героя.

Местами даже похож на документальный фильм,снятый с тонким художественным чутьем. Словно выкадрированая реальность.Режиссер детализирует и акцентирует внимание на тех вещах, которые обычно встречаются в документальном кино, «подсматривая» за героем. Не просто так- фильм подчеркивает проблему бездомных детей, и к выходу его приурочена благотворительная кампания по сбору средств для бедных детей Индии, ежегодно тысячами пропадающих из дому.

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: