0

19.04

15:42

Антон Фролов

Процесс. Российское государство против Олега Сенцова | Рецензия #DocudaysUA


Твит рецензия: Обманчивость документалистики и авторского подхода на фоне шумных событий


Сюжет: Это шокирующая история о страхе и свободу. О том, что в жизни каждого человека может наступить момент, когда придется сделать непростой выбор

«Процесс. Российское государство против Олега Сенцова» — важное кино для Украины после событий весны 2014 года. Снял же это кино русский режиссер.

Куров — спорный документалист. Мое знакомство с ним началось с фильма «Ленинленд» 2013 года выпуска. В нем идет речь о стандартных работниках музеев, которые не изменяют себе и миру еще с советских времен. Такие люди-сотрудники встречаются на территории бывшей империи СССР. У Курова получилось рассказать о создании и поддержке культа личности лучше, чем у авторов многочисленных статей и учебников. Особое отношение к отцам октябрьской революции в Российской Федерации только зарождалось, но не умирало. Деформация восприятия у музейных сотрудников сильна. Ленин в их устах, с их откровенностью и верой, превращается в великого святого. Я смотрел, слушал искренние слова и понимал — Иисус Христос слаб перед Владимиром Ильичем.

Знакомство с творчеством на этом, в принципе, закончилось. Дальше имя режиссера появлялось только на фоне скандалов. От небольших — альманах «Зима, уходи!», до невообразимо раздутых, всплывающих и сегодня — фильм «Дети 404». Вера в злободневность и смелость автора укреплялась. Аскольд Куров в моем сознании получился режиссером, способным уловить в воздухе критические моменты. «Процесс» мог упрочить эти предположения...

Но!

«Процесс» — достойный документальный фильм. Автор добросовестно поработал. Он собрал информацию, точки зрения и задал нужное настроение при просмотре. У меня нет права обвинять Курова в халатности и неискренности.



Но кино про Олега Сенцова не сработало для меня. Я практически не увидел ничего нового, не узнал неожиданного, не заглянул за рамки многочисленных репортажей телеканалов. Комментарии юриста, политического эксперта и даже Антона Долина и поездка к семье исключительно интересны, но не достаточны для погружения в мир героя. Слишком много до этого я знал о судьбе Сенцова, следил за каждым связанным с ним событием. Во время просмотра сложилось ощущение, что «Процесс» я уже видел и не один раз.

Аскольд Куров сделал фильм не для зрителя, который следил за судьбой Олега Сенцова, не для украинцев. Репортажный стиль подходит людям, не знающим о безумных фактах, вопиюще странных событиях, происходивших вокруг дела украинского режиссера. Такой зритель увидит в работе Аскольда фильм. Другим, пережившим процесс онлайн, остается с этим согласиться.

Из титров узнаешь, что произведение могло быть иным. В авторах идеи записан украинский режиссер Андрей Литвиненко. Его подход интимнее, с видоизмененными акцентами. Продюсеры же решили сосредоточиться на сухих фактах из суда. В итоге объединения взглядов в картине никто не увидит.



«Процесс» — хороший фильм. Документ, который позволит через десятки лет понять настроения в обществе соседнего государства, но мало говорящий о переживаниях людей, оказавшихся героями.

Кино-репортаж Аскольда Курова заставил меня по другому смотреть на документалистику. Теперь фильмы могут получить от меня противоположную оценку. Из-за банального отсутствия знаний я часто поднимал балл информационному кино.

Посоветую по этой теме два произведения. Одно упоминается в «Процессе», а второе просто крутое: «Обыкновенный фашизм» и «Я не твой негр».

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: