0

14.04

19:00

Олена Макаєва

Путешествие времени / Рецензия


Режиссерская прихоть длиною в 40 лет

Еще в начале 1970-х Терренс Малик начал работать над своим opus magnum. Автор «Пустошей», «Тонкой красной линии» и «Древа жизни» на свой лад показал историю возникновения мира, которая больше годится для нарезки обоев для рабочего стола, нежели для просвещения.

«Путешествие времени» завораживает красотой и насыщенностью кадров. Они то плавно перетекают один в другой, то разбиваются современными съемками, снятыми на мобильный. Вот протопланетный диск, из которого образовалась Солнечная система, вот одноклеточные цианобактерии, на сушу выходит тиктаалик, по просторам земли снуют динозавры, извергаются вулканы, бьют гейзеры на радость глазам. Уши в это время слушают закадровый текст, преисполненный пафоса псевдоглубоких размышлений о природе. 

Голос Кейт Бланшетт (в Украине - Саша Кольцова) в полуторачасовой версии фильма взывает к образу матери, спрашивая, о том, зачем мы здесь, для чего. Ответов, конечно, не получит, а на фоне пока будет звучать то Бетховен, то Малер. Без закадрового текста и без того лишенная полноты информации картина выиграла бы. В «Путешествии времени» можно было поискать двойное дно, опуститься на те глубины, где плавают изображенные Маликом каракатицы и их сородичи. Но нет, не будет такого счастья. Все предельно просто и скудно – миром правит любовь. А вы как думали, эволюция?



Если на спецэффекты Дэна Гласса и съемки сверхкрутой камерой инфузорий и прочей живности  хочется смотреть непрерывно, в момент появления первых людей, возникает желание закрыть глаза. Темнокожие актеры без лишней волосатости снуют себе вокруг костра, криво имитируя быт первобытных. Судя по всему, у них была не только качалка, но и приличный барбершоп. Странно, ведь все эти 40 лет Малик постоянно консультировался с учеными, собирая достоверный материал.

Несмотря на то, что от картинки, сделанной документалистом Полом Аткинсом, постоянно отвлекает закадровое нытье, оторваться от экрана невозможно. Взрывы галактик, потоки лавы, стаи рыбок – все это напоминает графические заставки на Windows,на которые можно было вечность медитировать, обрастая мыслями о бытии. Такую же задачу поставил перед собой и Терренс Малик. Это отнюдь не познавательный фильм. Информация в нем отсутствует. Лента призвана впечатлить, а не просветить. Хронология соблюдается условно, поэтому картина больше похожа феерию стиля и дизайна.



От фильма, над которым режиссер работал несколько десятков лет, ожидаешь чего-то, если не великого, то хотя бы добротного. В результате, мысль о постепенном разрушении мира, о человеке, который все больше отдаляется от природы, вышла туманной. К тому же ее подпортил монолог Кейт Бланшетт и ее «мать».

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей:


Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/uh243531/domains/cineast.com.ua/public_html/class/database.class.php on line 115