0

12.04

14:22

Cineaster

Уйти красиво | Рецензия


В банк идут одни старики

Известный по роли в сериале «Клиника» Зак Брафф снял третий полнометражный фильм, который отличается от его предыдущих режиссерских работ, но настроение картины напоминает телевизионное амплуа актера-весельчака. «Уйти красиво» - комедия, на которую не стыдно привести бабушку.

Три оскароносных актера Майкл Кейн, Морган Фримен и Алан Аркин не играют, а проживают свою жизнь на экране. Мы уже неоднократно слышали мудрости от первого, видели доброту второго и язвительность третьего. В «Уйти красиво» мэтры кино используют отличительные черты на полную, ведь фильм это позволяет, даже поощряет. 

Компания старых (в прямом смысле слова) друзей — Джо, Уилли и Альберт — затевает ограбление, после того, как один из них стал свидетелем преступления в местном банке. Джо показалось, что это плевое дело, а потому он быстро подбил на авантюру товарищей. Им нечего терять: компания, где работали старички, переводит производство во Вьетнам и ликвидирует пенсионный фонд, а значит денег друзьям не видать. Вырисовывается два варианта: рискнуть и сорвать куш, или угодить за решетку до недалекого конца жизни, зато провести его с крышей над головой и трехразовой кормежкой.



В 1979 году книгу Эдварда Кэннона об ограблении банка тремя пенсионерами экранизировал Мартин Брест. Тогда центральные персонажи ввязались в криминальное дело от скуки. Нынешние Джо, Уилли и Альберт сразу же высчитывают сумму, которую им задолжал банк и оговаривают, что оставшиеся деньги отдадут на благотворительность. Как бы не веселился в фильме Зак Брафф, он остается верен мысли о беззащитности пожилых людей перед корпорациями. Под слоем шуток о скоротечности жизни и приближении смерти режиссер не прячет центральную тему об эксплуатации трудящихся и неподъемных ипотеках, которые не под силу выплатить нуждающимся старикам. Пенсионеры идут на вынужденный шаг, не уставая повторять, что грабить плохо и они заберут только то, что принадлежит им по праву. 

Брафф оправдывает поведение героев, что отличает их от предшественников   38-летней давности. Главные персонажи располагают к себе, приоткрывая личные истории: у одного отказала почка, второй вместе с семьей может лишиться дома, а третий всячески отмахивается от жизни, надеясь побыстрее умереть. На стороне зла маячат невидимые боссы корпораций, которым положено получить по заслугам, но не так явно, как в «Любой ценой». Режиссер откладывает ограбление банка на потом, делая гвоздем программы подготовку к нему. Поэтому основное действие слегка смазывается, получая гораздо меньше внимания, чем стоило бы.



Дедушки не просто хотят получить деньги. Они хотят заново почувствовать жизнь, а не возвращаться к вечернему диванному просмотру «Холостячки», не в состоянии позволить себе полакомиться куском пирога. «Общество должно заботиться о пожилых гражданах», - повторяет невидимый закадровый Брафф и дает в руки этих граждан по фальшивому стволу, когда общество не выполняет обязанности. Герои фильма превращаются из немощных стариков в забавных дедков, выкуривающих с закоренелым преступником по косяку. Да, зарисовка не нова, но «Уйти красиво» смотрится куда приятнее, чем похабный «Дедушка легкого поведения».

Кейн, Фримен и Аркин легко увлекают зрителя. Они переживают закат жизни, но не собираются сдаваться, просто потому, что могут. У них не просто есть порох в пороховницах, он еще не отсырел и способен взорваться. Выдавая шутку за шуткой о смерти и тяжелой старости, актеры заставляют фильм вращаться вокруг себя. «Уйти красиво» не пытается быть социальной сатирой о противостоянии маленького человека с большими боссами. Это приятная теплая комедия, будто встретил старого друга, с которым не виделся сто лет.

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: