0

21.03

15:11

Олена Макаєва

Сплит / Рецензия

Человеческая рукавичка

Биография Билли Миллигана — человека с диссоциативным расстройством идентичности давно просилась на экран. Сам ДиКаприо хотел сыграть его. Задумка так и не реализовалась, а история вдохновила автора «Шестого чувства» Найта Шьямалана снять камерный то ли хоррор, то ли триллер «Сплит».

Трех девушек на парковке похищает неизвестный. Запертые в подвале Кейси, Клэр и Марсия понимают, что так просто отсюда не выберутся, а с преступником явно что-то неладное. Поочередно в подвал заходит то педантичный Деннис, то чопорная Патриция, а то и вовсе девятилетний Хедвиг. Вот только все они на одно лицо. В теле похитителя уживается 23 личности, которые готовятся к приходу Зверя. Ему и уготовлены девушки в качестве жертвы.

Шьямалан после успешного «Шестого чувства» стремительно начал терять репутацию хорошего режиссера из-за последующих работ и решил продолжить реанимацию, начатую «Визитом». Взять за основу фильма историю о человеке, страдающего не до конца изученным редким психическим расстройством — отличный ход, только на одном этом факте далеко не уедешь. «Сплит» прыгает между жанрами, словно на батуте, и никак не может остановиться: то ли он хоррор, то ли триллер, то ли психологическая драма.

Режиссеру отлично удается создать некомфортную атмосферу, нагнетая в каждом кадре еще больший саспенс. Ощущение тревоги порой отпускает, когда уровень абсурдности превышает норму. Главная же проблема, которую не смог решить Шьямалан, — отсутствие сюжета. За атмосферой камерного фильма в двух локациях скрывается крайне слабая история с похищением. Передовая линия о жертве ставшей хищником, и вовсе с треском ухает в тот самый темный подвал и не находит выхода. 

Достоянием «Сплита» стал Джеймс МакЭвой. Актеру не впервой играть персонажей со странностями, но воплощенный на экране Кевин Уэнделл Крамб — сборник множества личностей — пожалуй, его лучшая роль, несите «Оскар». МакЭвой, как по щелчку переключателя, моментально менял персонажей. Изобразить различие между Патрицией и Деннисом, надев платье, — нехитрая задача. Но вот показать перемену, когда кто-то из «обитателей» перехватывает штурвал, одной только мимикой на крупном плане — большое мастерство.

Напарницей актера посчастливилось стать Ане Тейлор-Джой из инди-хоррора «Ведьма». Шьямалан вывел ее на передний план, разбросав остальных похищенных девушек по другим комнатам. Кейси, героиня Тейлор-Джой, разительно отличается от двух других жертв. Режиссер постепенно по кусочку из флешбеков раскрывает ее прошлое, которое не станет большим откровением для зрителя. Но, несмотря на трагизм этой истории, переживать за Кейси не хочется. Порой героиня точно знает, как вести себя в экстренной ситуации, а местами бессловесно тупит, что вообще свойственно персонажам фильмов ужасов.

Пока внутри Кевина происходит «игра престолов», «Сплит» медленно, но уверенно, растрачивает заложенный потенциал. Характерный для Шьямалана прием с финальным твистом оказывает противоположное действие, сливая мало-мальски приемлемый сюжет в тартарары.

«Сплит» стал хорошим трамплином для режиссера, чтобы вернуться в среднюю весовую категорию, но до тяжеловесов ему далеко. Туда вход открыт исключительно для Джеймса МакЭвоя с его моноспектаклем в темном подвале.

Комментарии:

Чтобы написать комментарий, войдите через одну из социальных сетей: